Найти тему
Разговоры за хого

Безымянные герои вышли на свет: суперкоммерческий авторский шедевр Чэн Эра уже с нами!

"Почему бы вместе не подождать того дня, когда солнечный свет озарит безымянных?" Мы терпеливо ждали, и мы дождались! "Скрытый клинок", или "Безымянный", со вчерашнего дня доступен для просмотра с отличными русскими субтитрами! Позавчера, 8 апреля, он появился на всех основных стриминговых платформах Китая, а уже 9 апреля наши невероятно оперативные фанаты-переводчики выложили файл с переводом фильма в ВК и на Doramatv.live. Особенно приятны два момента: 1) фильм можно посмотреть в роскошном качестве; 2) кроме субтитров, переводчики сделали еще и весьма ценные примечания, касающиеся исторических событий и личностей, без которых понять происходящее на экране было бы сложнее. Огромное спасибо ФСГ "White and Black" и "БоЧжань", а также соло-фангруппе MTJJ в ВК, вы лучшие!🤗

Постер фильма "Безымянный" ("Скрытый клинок")
Постер фильма "Безымянный" ("Скрытый клинок")

Вот знаете, такой фильм скрывать от зрителя нельзя. У нас его не показывают в кино, и в планах кинотеатров он не стоит - потому что "на такое наш зритель не пойдёт" - ладно, пускай это останется на совести прокатчиков, хотя, сдается мне, они не знают, о чем говорят. Но продвинутые зрители, неравнодушные к хорошему кино и интересующиеся историей, должны увидеть этот фильм обязательно! Не случайно же он уже (!) вошел в программы некоторых китайских вузов, готовящих специалистов в области кино. Мы, конечно, рано или поздно дождёмся его на большом экране, в программе одного из фестивалей. Но пока других вариантов нет, я считаю, не грех будет ознакомиться с этим потрясающим фильмом неофициальным способом.

Красивый панорамный вид Шанхая
Красивый панорамный вид Шанхая

Свое мнение о фильме я кратко обозначила уже в заголовке: шедевр. И хотя до просмотра я видела трейлеры, отрывки из фильма, бэкстейджи, клипы и до некоторой степени была готова увидеть нечто выдающееся - однако фильм целиком все равно превзошёл мои ожидания. Прежде всего потому, что, по отзывам некоторых китайских и западных зрителей, нелинейный монтаж фильма затруднял им понимание. И я предположила, что этот фильм похож на предыдущую картину Чэн Эра, "Напрасно потраченное время", или "Конец романтики". Вот там временные скачки были довольно резкими и, на мой взгляд, немного беспорядочыми. Но то ли я поумнела😚, то ли просто уже привыкла к стилю Чэн Эра, но в "Безымянном" временные скачки совершенно не мешали понимать, что происходит на экране. Да и смысла в них я увидела больше. Каждый флэшбэк обоснован, вполне понятно, для чего он там. Нет ничего лишнего, филигранная работа. Более того, почти каждый флэшбэк обозначен указанием на конкретное время, поэтому проследить нить событий не так уж сложно.

Элегантные светские львы
Элегантные светские львы

Однако многих китайцев, да и западных критиков нелинейность испугала, даже Жана Люка Годара вспоминали: "В фильме должно быть начало, середина и конец, но не обязательно в таком порядке". И таки-да, фильм начинается кадрами, которые повторяются потом, ближе к концу (и в тот момент они встраиваются в событийный ряд). И такое в фильме мы видим несколько раз: сначала кадры как бы вне контекста, а потом - уже встроены в сюжет, и тогда понимаешь, к чему это все было. Однако финал и "эпилог", если можно его так назвать, довольно однозначны - там тоже есть флэшбэки, но они как раз поясняют некоторые вещи, оставшиеся за кадром во время основного повествования. В целом, я бы сказала, здесь есть четко выраженная основная сюжетная линия и есть несколько отступлений и флэшбэков, которые очень изящно дополняют и украшают основной сюжет. Иногда создают интригу и загадку, а иногда раскрывают истинное положение вещей. С их помощью режиссёр играет со зрителем и даёт ему приятное ощущение верной разгадки. По сравнению с прошлыми фильмами эти загадки-разгадки здесь выражены отчётливее, и они менее двусмысленны - это говорит о том, что Чэн Эр всё же сделал шаг навстречу коммерческому кино.

Очень выразительный эпизод драки, но он не то, чем кажется. В конце зрителю раскроют эту загадку.
Очень выразительный эпизод драки, но он не то, чем кажется. В конце зрителю раскроют эту загадку.

Ещё у западных критиков я видела мнение, что фильм, хоть и красивый, но бессвязный и довольно бессмысленный. Н-да, тут встаёт вопрос, на какой же жвачке для мозгов воспитаны эти критики... Потому что на мой взгляд, в "Безымянном" великолепный, до мелочей продуманный сценарий - однозначно лучший из всех работ Чэн Эра, да и вообще один из лучших в современном китайском кино. Особая его изюминка - как раз в игре смыслов, для которой режиссёр использует интересные приёмы. Например, персонажи могут произносить один и тот же монолог два раза, но во второй раз уже перед другим слушателем, что немного меняет посыл речи. Обстоятельства, вскользь упомянутые в одной сцене, становятся основой для другой - это выглядит уже как изящное кружево смыслов. Множество визуальных символов: прекрасное и ужасное в одном кадре, изящная одежда, испачканная кровью, изысканная еда и картины изздевательств и смерти... Отдельное место занимают собаки: упитанный, довольный пес японского лётчика, тощая хромая дворняжка под бомбёжкой в Нанкине, тюремная свора, беснующаяся от запаха крови... А в конце господин Е буквально выходит на свет из темного поздемного перехода, как в песне! Ну а внимательный зритель заметит в фильме ненавязчивые отсылки к Тарантино и... советскому сериалу "Семнадцать мгновений весны"! Да-да, в культурный багаж Чэн Эра входит и то, и другое!

"Тарантиновский" эпизод
"Тарантиновский" эпизод

И да, вся эта мозаика складывается в безупречно стройную картину. Как можно вообще называть бессмысленным фильм о войне? Если главный его смысл - война - это зло - считывается буквально в каждом кадре? А сюжет полностью понятен, возможно, только тем, кто знает историю Второй мировой войны в странах Восточной Азии и, в частности, имеет представление о разногласиях в китайской политике первой половины ХХ века и о роли коммунистов и Гоминьдана в борьбе с японскими захватчиками. В 1937 году японцы заняли Шанхай. Там образовалось марионеточное прояпонское правительство, которому, как мы видим в начале фильма, служат герои. Коммунисты же создали подпольную разведку. И, судя по фильму, работала она виртуозно. Так ли это было на самом деле, я не знаю, да это и не важно, главное, что тонкая, умная, стильная, эмоциональная и эстетичная картина Чэн Эра оказалась настоящим гимном во славу её безымянных героев и заняла достойное место в "Трилогии побед Китая". Так что связности и смысла там более чем достаточно.

Герои узнают о нападении японцев на Перл-Харбор
Герои узнают о нападении японцев на Перл-Харбор

Еще один важный момент - визуальная часть фильма. Тут заметно, что, хотя Чэн Эр и не особенно ориентируется на отечественную традицию, но стремление к визуальному совершенству выдаёт в нем именно китайского режиссёра. Кто бы ещё смог так эстетично показать сцены бомбёжки и разрушений? Буквально каждый кадр фильма так и просится в рамку и на стену музея. Вообще, я даже задумалась, как это ему удалось такое: руины - почти дымящиеся, отнюдь не живописные, довольно аскетичные интерьеры с безвкусными жёлтыми обоями или бледно-зелёной плиткой - даже они смотрятся как чистое искусство! Что уж говорить про красивый аутентичный реквизит, изящные костюмы и, конечно, сами образы героев - это эстетическое наслаждение в каждом кадре. Я слышала, что для съёмок была использована какая-то особенная, очень продвинутая камера - и результат налицо, конечно. Впрочем, умение режиссёра и оператора выстраивать кадр тоже не стоит недооценивать.

Бомбёжка. Не думала, что её можно показать настолько эстетично
Бомбёжка. Не думала, что её можно показать настолько эстетично

Актёры и их персонажи. Сейчас будет много восторгов по поводу Ван Ибо - и не говорите, что не предупреждала!😁 Знаете, наверное, только с этим фильмом я поняла, что актёру куда проще сняться в сказочном сериале на 50 серий, чем в высокохудожественном кино длительностью всего 2 часа. Этот фильм настолько же событийно и эмоционально плотнее любого сериала, насколько железо плотнее ваты. Плюс тот факт, что персонажу приходится скрывать свои истинные чувства... но при этом актёр должен сделать так, чтобы зрителю они были понятны. Не сказать, что для Ван Ибо это в новинку - но тут совершенно новый уровень! Мне иногда кажется, что у него бесконечное количество выражений лица, а здесь он разблокировал сразу несколько новых. Особенно запомнилось то, как он посмотрел на приятеля-головореза, когда заподозрил его кое в чём ужасном... Сразу стало понятно, что мужику не жить. Эта жуткая улыбка напомнила мне Энтони Хопкинса в роли Ганнибала Лектера. Вот до этого фильма никогда бы и в голову такое не пришло - где Ибо, а где Хопкинс - а поди ж ты! Это ребёнок не перестаёт удивлять!

Я имею в виду вот этот кадр
Я имею в виду вот этот кадр

Сцена с уbийством в бане оказалась обрезана... эх, жаль, там столько первоклассной актёрской работы - но ничего, в кадр тоже попало немало. И ещё множество эмоциональных, глубоких, очень требовательных к актёрскому мастерству сцен. И он там такой настоящий! Руки дрожат, губы, слёзы наворачиваются - а ведь это все крупные планы, как под микроскопом! А сцены на шанхайском диалекте и на японском - их, по-моему, больше, чем на мандаринском. И со всеми он отлично справился. Я читала, что Ибо в кадре настолько понравился режиссёру, что тот увеличил количество сцен с ним. Знаете, я-то совершенно не удивлена, зная, насколько этот мальчик по-актёрски пластичен, насколько идеально подходит для этой профессии. Он может полностью изменить свой, как говорится, "вайб" - то, как зритель воспринимает его, - всего за секунду, с помощью неуловимого движения мышц лица... Иногда это похоже на чудо. Мне было... любопытно, так скажем, видеть, что даже те, кто ухитрился этого не заметить в сериалах (хотя и там потенциал был виден), оценили его актёрскую работу в этом фильме. На мой взгляд, она заслуживает премии. Не только вэйбовской, но и настоящей. Наверное, после этого вопрос о его актёрском таланте и мастерстве будет закрыт.

Господин Е узнал трагическую новость
Господин Е узнал трагическую новость

Что касается Тони Люна... Надо ли комментировать? В этом фильме его персонаж, директор Хэ, тоже многослойный и тоже ведёт сложную игру. Обычное его выражение лица - фальшивая, не обещающая ничего хорошего улыбка, манера общения - притворно-ласковая, он напоминает паука, плетущего паутину вокруг жертвы. Однако там, где никто не видит, он другой. Как и везде, Тони здесь безупречен. Его герой и герой Ван Ибо пересекаются не часто: один - начальник секретной службы при марионеточном правительстве, другой - его подчинённый, выполняющий довольно грязную работу. Ближе к концу у них, однако, большая совместная сцена. Они дерутся не на жизнь, а на смерть, и это, наверное, один из самых жестких и реалистичных эпизодов драки, что я видела. Оба сыграли потрясающе!

Якобы дружелюбный директор Хэ
Якобы дружелюбный директор Хэ

Другие значимые мужские роли - у Хироюки Мори, Да Пэна и Ван Чуаньцзюня. Первый играет представителя японской власти - и он вроде отчасти такой типичный японский солдафон, какими их изображают китайцы, но при этом достаточно интеллигентный и даже склонный к рефлексии. Интересный, не плоский персонаж, отличный актёр. Да Пэн играет беспринципного министра, которому все равно, на какую власть работать. Весьма органично в этой роли смотрится. У Ван Чуаньцзюня роль приятеля господина Е, с которым они вместе делают "грязную работу". Он такой "сальный" тип, весьма неприятный. Кстати, сцены из самого первого тизера, где избавляются трYпа, в самом фильме я почему-то не увидела. Наверное, войдёт в режиссёрскую версию. По слухам, там ещё много материала! Основные женские роли сыграли Чжоу Сюнь и Чжан Цзинъи. Первая, конечно, прекрасна, у второй роль небольшая, но эмоциональная, и справилась она отлично. Беседа в туалете с бывшим женихом у нее хорошо получилась: столько презрения на лице написано!

Гордая бывшая невеста господина Е
Гордая бывшая невеста господина Е

И конечно, музыка: как и всегда у Чэн Эра, она очень выразительная. Есть, конечно, несколько жёстких сцен под прекрасные классические мелодии, но в основном музыка мрачная и тревожная - это уже, видимо, уступка массовому вкусу. Вообще, надо сказать, что Чэн Эр действительно сделал то, о чём заявлял: суперкоммерческий высокохудожественный авторский блокбастер. Я раньше как-то сомневалась, что у него получится: предыдущие его работы не были особенно "клиентоориентированными". Но после просмотра картины сомнения пропали. Смысловая глубина и художественная уникальность в "Безымянном" прекрасно сочетается с размахом и визуальной привлекательностью массового кино. Эти качества удивительным образом не конкурируют, а дополняют друг друга. Великолепно снятые кадры не делают его слишком "попсовым", а сложность и нелинейное повествование компенсируются чёткой логикой сюжета. Здесь практически нет двусмысленности и недосказанности, которая отпугивает массового зрителя. Я бы сказала, это идеальный баланс. Буду смотреть и пересматривать этот шедевр ещё не один раз.

А вы уже успели посмотреть "Безымянного"? Если да - приглашаю к обсуждению, если нет - бегом смотреть, а потом сюда. Только в обсуждении избегайте, пожалуйста, спойлеров!