Приветствую Вас, мои уважаемые читатели! Решила поставить себя на место школьника и попробовать не выйти в ноль на экзамене по математике, если всё ну очень печально. Я буду опираться на официальную шпаргалку, надеясь, что ученика с ней познакомили на уроках математики в школе или на занятиях с репетитором. Вот как эта шпаргалка выглядит (листайте, чтобы увидеть все странички шпаргалки):
Я возьму майский вариант с сайта Решу ОГЭ и стану его решать.
Вариант 12
1. Первое задание, к сожалению, получается не у всех ребят. Но конкретно в этом варианте ученик с лёгкостью запишет ответ и заработает один балл. В таблице с печками указаны объёмы отапливаемых помещений. В кружочках я обвела минимальные объёмы:
Таким образом, ответ 132 даёт 1 балл.
2. Второе задание будет провалено. Вы удивитесь, но большинство девятиклассников не знают, как высчитывается объём. А так как ещё надо сравнивать что-то, то на это задание "забьют". Балл не добавляю.
3. Здесь могут вычислить правильно, тем более, что ничего не надо переводить в другие единицы измерения.
Но, тем не менее, и здесь могут допустить вычислительную ошибку, написав запятую под запятыми. И вместо правильного ответа 7,7 могут получить 77. Будем оптимистами. Добавим ещё 1 балл, итого 2 балла есть.
4. Это как вспомнится. Но вычислить, скорее, смогут. 19500 поделят на 100, умножат на 10, потом из 19500 вычтут то, что получат раньше. Делить будут (не смейтесь) "столбиком". За правильный ответ 17550 добавляю ещё 1 балл, стало 3 балла.
5. Пятое задание не станут решать. Знаете, почему? "Милые" авторы этого "шедевра" на картинке вывели радиус-вектор на точку дуги, не лежащую на вертикальной прямой, тем самым "убив" задачу. Они изначально обрекли на провал этот номер.
Стоило всего лишь сместить стрелку в "угол", и с помощью теоремы Пифагора (она есть в шпаргалке), ученик заработал бы 1 балл. А так я его не добавлю.
У нас всё ещё 3 балла.
6. Это задание вызывает ужас у девятиклассников вопреки его простоте. Знаете, почему? Выпускники до сих пор не умеют решать задания с дробями. О дробях на моём канале можно прочитать в статьях (даю ссылки в хронологическом порядке):
Они не будут превращать обыкновенную дробь в десятичную, а, наоборот, попытаются десятичную дробь превратить в обыкновенную. Смотрите, что будет:
Когда, конечно же, проще обыкновенную дробь записать с десятичной запятой:
Как бы то ни было, 1 балл за правильный ответ 0,95 надо добавить. Итак, уже 4 балла есть.
7. Здесь школьники научены придумывать числа, удовлетворяющие заданному неравенству, подставлять их в предполагаемые ответы и выбирать по условию задания либо правильный, либо неправильный ответ. За правильный ответ под цифрой 3 дам 1 балл. 5 баллов имеется.
8. Такое задание осилят единицы, даже если просто подставят числа. Не дам балла.
9. Что тут сказать? Конечно, в шпаргалке есть формула разложения квадратного трёхчлена на множители.
Но разве, глядя на неё, можно понять, как она применяется? Давайте вместе обсудим эту часть официальной шпаргалки. Под первой точкой читаем: "Формула корней квадратного уравнения". Что не так? Что мне не нравится? Объясняю. 1) Нет записи самого квадратного уравнения. Пример:
Чему равны значения букв a, b, c? Ребята напишут: a=14, b=-1, c=-13. А это не так. 2) Не понятно, что такое x1 и x2. Эти числа никак не связаны с первой формулой, в первой формуле ищутся корни уравнения, а во второй формуле речь идёт о корнях квадратного трёхчлена. Поймите меня правильно. Детям и так трудно разобраться с понятиями "корень уравнения", "корень трёхчлена", "корень многочлена", а тут все эти понятия, для них не связанные, собраны в нескольких формулах. Считаю, что составители официальной шпаргалки по математике всея Руси не профессионально подошли к её написанию. Хотелось бы увидеть, как они сами пишут методические и научные работы. В статьях такого плана обязательно должно быть чётко прописано: формулировка задачи, условия и ограничения на значения переменных и т.д. А тут нет даже самого квадратного уравнения. Шок!
Теперь дальше. Когда это квадратный трёхчлен начал иметь единственный корень? Сколько можно неверно информировать школьников? О количестве корней квадратного уравнения можно прочитать мою статью:
Ладно, я отвлеклась. Тот ученик, кому ни разу не показали такое задание, просто его проигнорирует. Поэтому балла я не дам. Пока у нас всё ещё 5 баллов.
10. Думаю, тем, кто знаком с началами теории вероятностей, смогут поделить 1300 на 100000. За правильный ответ 0,013 добавлю 1 балл. Итого: 6 баллов.
11. Это задание решить смогут. За правильный ответ 132 приплюсую 1 балл, получу уже 7 баллов.
12. Ещё одно задание на темы "Дроби" и "Пропорция". Не решат, так как запутаются в выражении искомой величины. О пропорции и о том, как решаются такие задания можно прочитать в моих статьях:
Не дам балла. Но есть уже 7 баллов!
13. Решат неверно, забудут, что при делении обеих частей неравенства на отрицательное число нужно поменять знак неравенства на знак "противоположного" смысла. Не дам балла. Пока 7 баллов.
14. А вот именно эту задачу, не думая о том, что она на тему "Прогрессии", могут решить. Что может быть проще: умножать на 3 число 13, затем снова на 3 число 39, и, наконец, опять на 3 число 117. За правильный ответ 351 даю 1 балл. Итого: 8 баллов. Думаете, экзамен сдан? Как бы ни так! Надо ещё хотя бы 2 балла по геометрии набрать. Иначе - отметка "2"!
15. Думаю, действия ученика будут такими: 1) найдёт в шпаргалке рисунок трапеции:
2) Нарисует даже длины меньшего основания и средней линии:
3) Подставит числа в формулу и не сможет решить уравнения относительно длины большего основания.
4) Психанёт и прибавит к 11 число 6, так как 11 больше пяти на 6.
За правильный ответ 17 дам 1 балл. И этот балл - по геометрии. Итого: 9 баллов.
16. Это задание не будет решено, потому что в школе понятие "Отношение" не в фаворе, и о введении параметра многие учителя умалчивают. Так что одного балла не будет. Остаются всё те же 9 баллов.
17. Не смогут решить это задание по следующим причинам. В официальной шпаргалке площадь ромба даётся формулой:
В эту формулу входят длины двух диагоналей. Но посмотрите, как они обозначены. Подписаны половинки диагоналей. Даже если ученик сообразит применить теорему Пифагора, чтобы найти длину второй диагонали, то догадается ли он поделить 6 пополам? А потом удвоить длину найденного катета? Вряд ли.
Замечу, что две формулы для вычисления площади параллелограмма совершенно не связаны с ромбом, хотя ромб - тоже параллелограмм.
Имеем после семнадцатого задания 9 баллов и только один из них по геометрии.
18. Эту задачу решат с помощью шпаргалки. Даю так необходимый по геометрии 1 балл за правильный ответ 6. Итого: 10 баллов.
Экзамен сдан!
19. Добавлю ещё один балл за правильный ответ 2. Имеем 11 баллов.
Все остальные задания слабый ученик даже не будет читать.
Этот вариант мы решили на 11 баллов. До отметки "4" не хватило четырёх баллов, но в ноль мы не вышли, на пересдачу не идём.
Радоваться или огорчаться? Напишите своё мнение об этом варианте и о возможностях современных учеников.
Помните, что Вы находитесь на дружелюбном канале.
Уважайте себя. С уважением, автор.