Найти в Дзене
Дружелюбный философ

Самая "страшная" тема в математике - дроби. Простые приёмы работы с ними, которыми дети почему-то не пользуются

Оглавление

Одной из самых сложных математических тем, изучаемых школьниками с 5 по 11 классы, является тема "Дроби". Бесконечная путаница в вычислениях с ними расстраивает учащихся, а родителей сводит с ума, когда они пытаются помочь своим детям.

В этой статье я покажу некоторые приёмы работы с дробями, позволяющие получить результат быстрее и легче, и сравню методы решения.

В примерах действия с дробями опираются на основное свойство дроби.

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

1. Сначала разделить, потом умножить

Каждый раз, начиная с учениками осваивать или закреплять тему "Дроби", я поражаюсь совершенно бессмысленной их работе. Создаётся ощущение, что дети пытаются запутать сами себя и в итоге просто "убить" задачу. Речь идёт о последовательности действий при умножении и делении дробей.

Фото 1
Фото 1

Рассмотрим фото 1. Что "не так" справа, где крестик? Вторую дробь перевернули, деление заменили умножением - правильно. А потом 3 умножили на 35, не заметив, что 35 и 5 одновременно делятся на 5. При выполнении умножения получили трёхзначное число. Деление "столбиком" 105 на 20 вызвало затруднение.

Слева, где "птичка", дробь "сократили" и 21 быстрее поделили на 4.

2. Не приводить дроби к наименьшему общему знаменателю

Самое сложное для ребят - это приведение дробей к наименьшему общему знаменателю. Почему? Потому, что не знают наизусть таблицу умножения, значит, не умеют раскладывать числа на множители. Есть ли выход? Конечно!

Фото 2
Фото 2

Рассмотрим фото 2. Справа действие за действием убеждает нас, что ученик всеми силами загоняет себя в угол. Да, он знает, как складываются дроби, но не видит, что 30=6*5, а 42=6*7. То есть наименьший общий знаменатель дробей равен 6*5*7. Ученик честно перемножает 30 и 42, складывает числители, упрощает трёхэтажную дробь, а потом "столбиком" делить четырёхзначное число на двузначное. А это трудно.

Слева всё намного проще. Учащийся тоже не ищет наименьший общий знаменатель, но и не перемножает 30 и 42. Зачем это делать, если пример "заточен" на то, чтобы числа сократились? Это у него получается.

3. Применить распределительный закон умножения относительно сложения (вычитания)

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

Математика - удивительно изобретательный предмет школьной программы, развивающий мышление обучающегося. А учителя почему-то преподносят знания по неким примитивным схемам лишь для того, чтобы ребёнок запомнил их механизм, не отступая ни на шаг от алгоритма.

Фото 3
Фото 3

Рассмотри фот 3. Что происходит справа? Ученик превращает смешанное число в неправильную дробь, затем дроби в скобках приводит к наименьшему общему знаменателю, складывает их, сокращает, приводит ответ к десятичной дроби. Хорошо ещё, что в примере части смешанного числа состоят из однозначных чисел. А если нет? Тогда решение по предложенной схеме затянется и не известно, чем закончится.

Слева всё выглядит намного проще и изобретательнее. Ученик замечает, что знаменатели дробей делятся на 4, и между целой и дробной частями появляется знак "+". Потом применяется распределительный закон умножения относительно сложения чисел. Всё кажется лёгким и не вызывает проблем с вычислениями.

Фото 4
Фото 4

Рассмотрим фото 4. Справа школьник возводит (-8) в указанные степени, используя умножение "столбиком", ошибается, складывает числа тоже "столбиком". Это решение энергетически трудоёмкое, допускающее ошибки.

Слева он применяется распределительный закон умножения относительно сложения чисел, выносит (-8) в квадрате за скобки, один раз считает "столбиком" (можно было сделать это и "в уме", не велики числа). Решение, которое не требует больших усилий.

4. Превратить обыкновенную дробь в десятичную умножением, а не делением

Дети, обучаясь математике, не ищут лёгких путей. А они существуют. Как и в случае, когда требуется превратить обыкновенную дробь в десятичную. Не умея делить (к сожалению, многие ученики почему-то затрудняются это делать), они совершают ошибки, снижая свои отметки и расстраиваясь. Учение должно приносить радость, а не огорчения. Как же быть в этом случае? Да, научиться делить. Но и не только.

Поставим себе задачу: найти такие числа, которые при умножении на "старый" знаменатель дадут произведения, равные 10, 100, 1000 и т.д. Для чего? Чтобы после умножения на эти числа и числителя дроби тоже (мы применяем основное свойство дроби), лишь сдвинуть запятую, отделяющую дробную часть от целой на один знак влево, если в знаменателе получилось 10, на 2 знака влево, если там оказалось 100, на 3 знака влево, если получили 1000 (по количеству нулей в записи числа).

Фото 5
Фото 5

Рассмотрим фото 5. Можно было не вычёркивать нули , а сразу умножить и числитель и знаменатель на 2. Тогда в знаменателе новой дроби появилось бы число 100.

Фото 6
Фото 6

Рассмотрим фото 6. Мы физически ощущаем страдания ребёнка в левом верхнем углу страницы. Он так и не смог правильно разделить 21 на 4. Но ведь превратить 1/4 в десятичную дробь легко: достаточно умножить и числитель и знаменатель на 25 и сдвинуть запятую влево на 2 знака.

Была ли эта статья полезной для Вас? А как Вы помогаете детям осваивать математику? Напишите, Ваше мнение важно для меня и читателей.

Подписывайтесь на этот канал, чтобы всегда иметь возможность знакомиться с новыми статьями и заглядывать в старые. Мне есть о чём рассказать и чему научить!