Как между Калининградом и столицей Германии поезд запускали (и на чём ездят «в Европы» в итоге)
Вообще посещать Калининградскую область иностранцам разрешили ещё в январе 1991-го. В том же году, 10 августа, в Калининград пришёл и первый поезд из Берлина.
И хоть доехать он смог только до Дзержинской-Новой, заштатной станции на окраине города, где тогда заканчивалась европейская колея, встретили его торжественно. А в речах звучало, что берлинская первая ласточка заложила регулярное железнодорожное сообщение между столицей Германии и Калининградом. И уже вскоре, мол, состав будет доходить до Южного вокзала – главного в самом западном российском регионе.
Вопреки обещаниям наладить ЖД-линию особого значения в том году не удалось. Однако в августе 1992-го была сделана вторая попытка.
На сей раз обошлись уже без помпы. И то верно, ведь поезд по-прежнему мог добраться лишь до «Дзержинки». Не порадовала и цена вопроса. Даже в одну сторону билет стоил 150 немецких марок (а за 1 DM в то время просили полторы сотни рублей – при этом зарплата у большинства калининградцев была эквивалентна хорошо если 50 маркам). Кроме того, в польском Эльблонге приходилось делать пересадку. Короче, опять как-то всё криво да ещё и дорого. Немудрено, что дело тогда тоже не пошло.
Только в 1993 году евроколею дотянули наконец до Южного вокзала. И 22 мая 1993-го в ещё более торжественной обстановке, чем в 1991 году, снова было открыто международное ЖД-направление, связавшее Калининград и Берлин.
Для пущего символизма вагоны хотели прицепить к паровозу. Причём – к паровозу родом из Кёнигсберга. Но, увы, старику это оказалось уже не по силам, и его пришлось оставить в Польше, заменив современным локомотивом.
Впрочем, атмосфера на шестой платформе Южного вокзала всё равно была праздничной. Когда прибыл состав из Германии (пришедший через польский Гданьск), даже грянул военный оркестр. А среди встречающих был и глава областной администрации Юрий Маточкин. Кстати, один из пассажиров, корреспондент Financial Times, спросил его:
– Думает ли господин Маточкин, что через десять лет Берлин станет для вашего города важнее, чем Москва?
– Москва и через десять лет будет для нас важнее, чем Берлин, – ответил губернатор на провокационный вопрос.
– А через двадцать? – не унимался журналист из Лондона.
– Спросите через десять лет, – парировал Маточкин.
Тем временем с соседней платформы за происходящим недобро наблюдала толпа, ожидавшая дизель на Балтийск. В итоге он опоздал на полтора часа. При этом берлинский состав убыл, как и прибыл, точно по расписанию.
– А мы, получается, пассажиры второго сорта, – переговаривались на перроне граждане, которые ждали дизель, чтобы доехать до дачи-огорода.
В мае 2008-го по случаю 15-летия запуска берлинского поезда регион посетила целая делегация из Германии. Возглавил её Гюнтер Фастердинг – вице-президент «Круга друзей Калининграда», член наблюдательного совета германо-российского Общества развития железных дорог. Отмечая памятную дату, за четыре дня пребывания немецкие гости успели также совершить ряд экскурсий по области.
Других юбилейных торжеств по этому поводу не припоминается. Да и в 2008 году, честно говоря, праздновать было особо нечего. Хоть третья попытка в 1993-м и стала наиболее удачной, однако (пардон за каламбур) по гамбургскому счёту с берлинским поездом всё равно не сложилось. И на сегодня железнодорожная связь с немецкой столицей давно зачахла, так толком и не зазеленев.
А вот запущенное следом (8 июня 1993-го) авиасообщение с Берлином оказалось гораздо успешнее. Да, там тоже случались нелётные периоды, и порой – весьма затяжные. Но в общем и целом – ничего, летали. В том числе ещё и в феврале 2022-го.
Потом, как известно, Европа закрыла для нашей страны своё небо. В результате чего теперь даже в «большую Россию» из калининградского острова приходится летать, делая крюк над морем.
Ну а те, кому «туда» по-прежнему нужно (и можно), едут себе до Гданьска. И уже из Польши летят, как говорится, на все четыре стороны.
К слову, заграничных автобусных рейсов из Калининграда за последнее время прибавилось. И это также к вопросу о границах, которые якобы на замке. Что же касается конкретно героя публикации Берлина, туда можно и напрямую доехать. Война войной, а автобусы – по расписанию.
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»
Смотрите также: