Всем привет, сегодня хотела бы подробнее рассказать терапии для детей с расстройством аутического спектра (РАС) в Германии. Пишу этот пост, тк после статьи о кейсе №1456/1 и второй его части №1456/2 поступили вопросы о самой терапии.
Итак, общие шаги уже описаны ранее, всё, что предшествует самой терапии, давайте рассмотрим из чего, собственно, она состоит. Как уже говорились, без обследования (Untersuchung, f) в клинике у специалистов, с получением по окончании расширенного диагноза, направление на терапию получить нельзя. При этом, если у вас есть диагноз из другой страны, это особой роли не играет (в Германии в принципе все обследования проводятся заново). Само понятие РАС, это именно собирательный диагноз, так как спектров этого расстройства много, и они могут иметь разную степень „тяжести“, как и многое, что касается психики и психиатрии, про аутизм современной науке известно крайне мало, кроме собственно внешних проявлений, паттернов поведения, привычек и требований.
С обследованием на руках уже можно получить направление и искать терапевтический центр, их несколько, смотрим и выбираем, что нам больше нравиться, где быстрее возьмут, где меньше очередь ожидания (ожидание может колебаться от месяца до года). Перед самой терапией проводится собеседование/знакомство, так же составляется довольно подробная анкета пациента (Patientenfragebogen, m). Знакомятся с ребёнком и родителями. После заполнения анкеты и дополнительных вопросов, спрашивается предметно у родителей, что именно они хотели бы, чтобы их ребёнок научился делать. К примеру, моя клиентка пожелала, чтобы её дочь могла самостоятельно чистить зубы, одеваться и раздеваться, расширить свой словарный запас, научиться играть с другими детьми и научится понятию «нет и нельзя». Проблема этой девочки, кроме всего вышеперечисленного была в том, что она контактировала с внешним миром и с другим через укусы, щипки и обнюхивания. Понятно, что другим детям/людям это не могло нравится, в следствии чего девочка раздражалась и начинала либо кричать, либо бить их. Вообще тема отказов в семье была никак не отработана, поскольку отец в силу своих недугов мало принимал участие в воспитании дочери и большая часть ложилась на плечи матери. Во избежание лишних проблем, девочке мало в чём отказывали. Слова "нет" и "нельзя", для неё ничего не значили. Но реакция на отказ была всегда очень яркой и сопровождалась и криками, и истериками, и битьём, и разбрасыванием вещей. Вот этот набор целей к терапии был в приоритете у семьи. Была ещё одна проблема у девочки, которую, правда нужно было больше контролировать со стороны родителей, а именно: у ребёнка практически отсутствовало чувство насыщения, от чего она уже в её небольшом возрасте, страдала от избыточного веса (все вышеперечисленные мед. факты были озвучены специалистами в процессе различных мед осмотров, а не идут лично от меня). Эта проблема являлась в данном случае комплексной и требовала тесного взаимодействия как со стороны родителей, так со стороны окружающих. Здесь требовалась дисциплина, рамки и правила, в первую очередь для родителей, так как даже случайный поход в ларёк обязательно заканчивался покупкой чего-нибудь «сладенького», как и продукты в доме находились в открытом доступе. Девочка, могла есть всё без исключения, если она добиралась до целой буханки хлеба, пока пакет не оставался пустым, она не успокаивалась, что конечно же, добавляло проблем с пищеварением и с недержанием. Тема похода в туалет стояла так же остро, как и невозможность самостоятельно найти к нему дорогу (например, в саду/школе).
Сама терапия идёт курсом на протяжении 6 месяцев, где специалист работает и с ребёнком, и с родителями над поставленными задачами по составленной дорожной карте. Начинают с ознакомительной фазы - фазы привыкания с постепенным внедрением поставленных задач. Сама терапия начинается с поиска контакта с ребёнком, согласно установленному графику, чтобы понять как можно с ним взаимодействовать: например, через игрушки, фигурки, картинки, различные предметы. Ищут тактильный, визуальный и звуковой контакты. Далее, когда контакт будут установлен, начинают работать над поставленными целями в порядке их усложнения. Для комплексных задач родитель так же привлекается к терапии, чтобы он сам смог обучиться новым навыкам для исполнения желаемых целей. Специалист находится в тесном контакте с родителями и школьными педагогами для получения обратной связи. То есть, сама терапия это кропотливый, индивидуальный
курс по обучению через специалистов, в терапевтическом центре под их чутким присмотром, над достижением желаемых задач, которые должны улучшить качество жизни ребёнка и его прямого окружения. Если одного курса терапии недостаточно, то может быть назначен следующий по факту достижения поставленных задач. Основной курс
оплачивается обязательной медицинской страховкой (Krankenversicherung, f).
Если у вас возникнут дополнительные вопросы, пишите в комментариях.