Икона рока и соула, скончавшаяся в возрасте 83 лет, оставила после себя песенное наследие, полное непревзойденной мощи и невероятного вокала
Не было абсолютно никого похожего на Тину Тернер. Икона рока и соула, скончавшаяся 24 мая в возрасте 83 лет, прожила по меньшей мере три жизни. Это был вокальный феномен, который всегда был слишком мощной силой, чтобы его можно было удержать в качестве половины дуэта с ее жестоким бывшим мужем в шестидесятых; сольная звезда, занявшая свое законное место в пантеоне рока в семидесятых; и автор поп- и R&B-хитов, чья карьера взлетела до небес. Еще больших высот она достигла в восьмидесятые годы. И это лишь поверхностный взгляд на артиста, чья жизнь и музыка являются непревзойденными символами жизнестойкости и чертовски хорошего пения. Да здравствует Королева Рок-н-Ролла. Вот 15 песен, которыми можно её почтить. Rolling Stone magazine
«A Fool in Love» (1960)
Айк и Тина Тернер уже некоторое время зажигали на клубной сцене Сент-Луиса, когда летом 1960 года они дебютировали с этим убийственным синглом. Айк и The Kings of Rhythm задают горячий темп, в то время как Тернер с завораживающей подачей поет о том, как она отдается напористому любовнику. В текстах песен изображена женщина, испытывающая боль, но как певица она полностью владеет собой, сопровождая свое выступление пронзительными криками, смешивая блюз и госпел, борясь с болью, которую она переживает, с силой, которая вскоре сделает ее одним из самых узнаваемых голосов в рок-н-ролле. Это неплохое начало, и мир обратил на это внимание: «A Fool in Love» стал прорывным хитом Айка и Тины Тернер.
«It’s Gonna Work Out Fine» (1961)
Брак Тины с Айком был жестоким кошмаром, но на этой ранней R&B-жемчужине она рисует один из самых соблазнительных портретов моногамии, которые только можно вообразить. Тем не менее, трудно не услышать скрытое сомнение — или даже легкую угрозу — в том, как она произносит: «Если твоя любовь хотя бы наполовину так же истинна, как любовь, которую я тебе предлагаю/ Я думаю, все будет хорошо».
«River Deep, Mountain High» (1966)
Фил Спектор услышал ревю Айка и Тины Тернер в голливудском клубе в то время, когда карьера его звукозаписывающей компании зашла в тупик после нескольких R&B-хитов в начале 1960-х. У Спектора была песня под названием «River Deep, Mountain High», которая, как он был уверен, будет иметь успех, и он хотел, чтобы ее спела Тина, хотя и запретил Айку даже приходить на запись. «Я, должно быть, пропела это 500 000 раз», — позже говорила Тина. — «Я была вся мокрая от пота. Мне пришлось снять рубашку и стоять там в лифчике, чтобы допеть». В конце концов, «River Deep» едва пробилась в топ-100 — но это все равно одно из ее самых замечательных исполнений.
«Funkier Than a Mosquita’s Tweeter» (1970)
Написанная старшей сестрой Тины, Аллин Баллок, «Mosquita» наиболее известна как песня Нины Симон; ее версия, в которой она пишется как «Mosquito», была настолько успешной, что в последующих изданиях версии Тины было использовано написание Нины. Но не позволяйте одному культовому каверу затмить оригинал. «Mosquita» была выпущена на альбоме Ike & Tina 1970 года «Workin’ Together», вставшей рядом с их кавер-версией «Proud Mary» и парой песен Beatles («Get Back», «Let It Be»). Тернер разрушает грохочущий фанковый ритм своим голосом, и когда она поет «Ты просто грязный, грязный старик» в песне с мужем, который в то время превращал ее жизнь в ад, это как нельзя более всего подходит к ситуации.
«Nutbush City Limits» (1973)
К началу семидесятых Тина Тернер испытывала трудности в своем творческом и романтическом партнерстве с Айком Тернером. «Я хотела сделать что-то, что помогло бы нам выбраться из спада в карьере, поэтому я решила попробовать себя в качестве автора песен», — рассказывала она годы спустя. — «Я начала с темы, которую знала лучше всего: с моей собственной жизни». Результатом стал «Nutbush City Limits», смесь R&B и кантри-рока, «идеальный брак сельского и городского, деревенской девушки и городского пижона, Тины и Айка», как пишет Франческа Ройстер в Black Country Music. Песня, ознаменовавшая творческий триумф Тернер, во многих отношениях стала сигналом о том, что дни Айка и Тины сочтены: помимо того, что это была первая песня, которую она когда-либо написала, она также дала почувствовать свои теннессийские корни, которые она полностью исследовала всего год спустя, на первом сольном альбоме.
«Proud Mary» (1971)
«Мы никогда, никогда не делаем ничего приятного и легкого», — произносит Тернер в начале своей незабвенной переделки хита Creedence Clearwater Revival, который, как и положено, начинается неспешно, а затем взрывается бешеным R&B-шоу. Ее исполнение стало настолько незабываемым, что автор песни Джон Фогерти беспокоился, что мир забудет, что он когда-либо имел к этому какое-либо отношение.
«Acid Queen» (1975)
В годы, предшествовавшие тому, как Тина навсегда покинула Айка, она начала заявлять о себе как о сольной исполнительнице. В 1974 году она выпустила свой дебютный альбом «Tina Turns the Country On!» Затем она отправилась в Лондон на съемки широкоэкранной адаптации амбициозной рок-оперы The Who «Tommy». Она сыграла Кислотную Королеву и получила признание критиков за свое дикое, энергичное исполнение. Исполняя главную песню своей героини, Тернер была дикой и завораживающей, делая все возможное, чтобы соответствовать напряженному (и немного ужасающему) характеру ее встречи с молодым волшебником пинбола в центре сюжета. В том же году, когда вышел «Tommy», Тернер выпустила еще один сольный альбом, на этот раз вдохновленный ее ролью в фильме.
«Let’s Stay Together» (1983)
Карьера Тины Тернер шла по нисходящей спирали, когда британская группа новой волны Heaven 17 пригласила ее спеть в их хите 1982 года «Ball of Confusion». Это был ее первый выход в мир синти-попа, и он стал хитом в Европе. Это привлекло внимание Capitol Records. Они подписали контракт с Тернер и пригласили ее в студию к Мартину Уэру из Heaven 17, чтобы записать новую версию классической песни Эла Грина «Let’s Stay Together». Песня попала в чарты по всей планете, идеально подготовив почву для «Private Dancer». Справедливо будет сказать, что «Let’s Stay Together» стала песней, которая перезагрузила всю ее карьеру.
«What’s Love Got to Do With It» (1984)
Песня «What's Love Got to Do With It», написанная британским дуэтом Терри Бриттена и Грэма Лайла, была отвергнута Клиффом Ричардом и Донной Саммер до того, как она попала в руки Тины Тернер. Ей было 46 лет, и большая часть индустрии считала, что ее расцвет уж десять лет как миновал, но она наполнила каждое слово песни душевной болью, почерпнутой из ее реальной жизни. Миллионы людей подключились к ней, и песня возглавила чарты по всему миру, закрепив одно из величайших возвращений в истории рока. «Это не рок-н-ролл и не R&B», — сказала Тернер журналу Rolling Stone сразу после выхода альбома. — «Это немного и того, и другого».
«Private Dancer» (1984)
Фронтмен Dire Straits Марк Нопфлер написал «Private Dancer» для альбома своей группы 1982 года «Love Over Gold», но в конечном счете почувствовал себя некомфортно, исполняя текст, поскольку он написан с точки зрения стриптизерши, делающей то, что нужно, за деньги. Пару лет спустя он предложил ее Тине Тернер, и остальные участники Dire Straits записали песню вместе с ней (хотя в итоге Нопфлера на гитаре заменил Джефф Бек). «Я твоя частная танцовщица, танцовщица за деньги», — поет она, погружаясь глубоко в себя, чтобы взять высокие ноты. — «Я сделаю то, что ты хочешь, чтобы я сделала». Боль (а также немного гордости), которую она вложила в эти слова, все еще кажется мучительной, когда она играет героиню, примиряющуюся со своей карьерой: «Скажи мне, ты хочешь снова увидеть, как я танцую шимми?» Но то, как убедительно Тернер её спела, сделало песню хитом.
«Better Be Good to Me» (1984)
Хотя первоначально эта песня была записана нью-йоркской группой Spider, которая выпустила ее в 1981 году, Тернер сделала так, что это стало фирменным заявлением, наполнив свое требование уважения развязностью рок-звезды и собственной историей борьбы и стойкости. «Better Be Good To Me» помогла задать эмоциональный тон ее великолепному дебютному альбому «Private Dancer» и получила «Грэмми» за лучшее женское рок-исполнение в 1985 году.
«We Don’t Need Another Hero» (1985)
Фильм 1985 года «Безумный Макс: Под куполом грома» обычно считается самой слабой главой в оригинальной трилогии «Безумный Макс». Но никто не спорит с тем, что Тина Тернер была великолепна в роли злой тети. Еще лучше было ее участие в саундтреке с вещью «We Don’t Need Another Hero (Thunderdome)». Гимн зашел во время заключительных титров встал в пятерку лучших хитов Америки. Еще одна часть ее постоянно растущего наследия, песня оставалась ключевой частью ее концертных выступлений вплоть до ее последнего тура в 2009 году.
«Typical Male» (1986)
После того, как «Private Dancer» помог начать глобальное возвращение Тернер, она продолжила огромный успех с альбомом 1986 года «Break Every Rule». Она начала альбом с «Typical Male», язвительного поп-рок-бопа, в котором она влюбляется в адвоката, а затем понимает, что он такой же, как и все другие парни, которые хотят ее. Песня с участием Фила Коллинза на барабанах представляет собой совершенно китчевый поп-хит восьмидесятых годов с игривым, сексуальным шармом Тернер, сжигающей дом дотла. Песня имела мгновенный успех, став ее вторым синглом, занявшим первое место в Hot 100.
«The Best» (1989)
Бонни Тайлер, автор хита «Total Eclipse of the Heart», записала «The Best» за год до Тины Тернер. Это потрясающая запись — Тайлер рассказала только то, насколько сильно она обожала своего возлюбленного, и это действительно одна из лучших песен Тайлер — но она не попала в чарты. Когда Тернер записывала ее для «Foreign Affair», она вложила свою собственную уникальную страсть в слова авторов песен Майка Чепмена и Холли Найт; добавила смену тональности, бридж и соло Эдгара Уинтера на саксофоне; и превратила песню в мегахит, которым она всегда должна была быть. То, как она понижает голос, чтобы спеть «Ты лучше всех, кого я когда-либо встречала», до сих пор вызывает дрожь. Когда Тина Тернер делала комплимент, она говорила искренне.
«I Don’t Wanna Fight» (1993)
Биографический фильм о Тине Тернер «What’s Love Got to Do With It» 1993 года показал блестящую игру Анджелы Бассетт и Лоуренса Фишберна в ролях Тины и Айка, за что они оба были номинированы на премию «Оскар». Для саундтрека настоящая Тина Тернер взяла балладу, первоначально написанную британской поп-звездой шестидесятых годов Лулу, и превратила ее в свой последний хит в Топ-10 в Америке. Лулу не писала текст песни, имея в виду Тернер, но он идеально передает дух Тернер, превращая его в своего рода продолжение песни 1984 года «What’s Love Got to Do With It». «Но я, я становлюсь сильнее», — поет Тернер. — «Мы должны перестать притворяться /я не могу жить такой жизнью».