Найти тему
Фильманьяк

Тень сомнения (1943) - «хичкоковский» триллер о родственнике, скрывающем тёмные тайны

Густой чёрный дым от паровоза предвещает, что вместе с дядей Чарли приехали и беды.
Густой чёрный дым от паровоза предвещает, что вместе с дядей Чарли приехали и беды.
Провинциальный городок в штате Калифорния. Типичная провинция, в которой нечего делать. Скучная жизнь юной Шарлотты Ньютон озаряется приездом дяди, в честь которого она получила своё имя. Дядя - неординарная персона, много где бывавший, многое повидавший. Однако чем больше Шарлотта с ним общается, тем больше ей кажется, что дядя скрывает какой-то страшный секрет.
Дабы не переборщить с мрачностью, Хичкок поручил доработать сценарий, украсив его "блёстками юмора".
Дабы не переборщить с мрачностью, Хичкок поручил доработать сценарий, украсив его "блёстками юмора".

Этот фильм занимает солидное место в творчестве Альфреда Хичкока, считаясь одной из его первых картин, открывающих золотой период творчества режиссёра в 40-ые годы. Ходят даже слухи, что сам Хичкок считал «Тень сомнения» лучшей своей работой, хотя в это верится с трудом, ибо тут есть некоторые условности, которых явно нет в будущих фильмах маэстро.

Полемика об убийствах, которую постоянно ведёт отец Шарлотты и его друг - наверняка почерпнута из размышлений самого маэстро.
Полемика об убийствах, которую постоянно ведёт отец Шарлотты и его друг - наверняка почерпнута из размышлений самого маэстро.

Сценарий фильма был вдохновлён подвигами реального серийного убийцы Эрла Леонарда Нельсона. Это, конечно же, мало интересует Хичкока – кровавые подробности он, как обычно, использует как упоминание в разговоре, дабы подчеркнуть контраст между благопристойными обывателями «одноэтажной Америки» и тем злом, что в ней присутствует.

Романтическая линия в сюжете не была столь необходимой.
Романтическая линия в сюжете не была столь необходимой.

Что становится более занимательным для постановщика, так это те самые витающие, неуловимые сущности, к которым можно определить и вынесенную в название «тень сомнения». Что любопытно, это было лишь рабочим названием, которое так и не переросло во что-то более удачное. Сомнение – оно или есть или его нет. А «тень сомнения» как бы ставит в условность и само существование сомнения – и в фильме масса подобных условностей, которые невозможно объяснить рационально.

Джозеф Коттен в первую очередь известен благодаря сотрудничеству с Орсоном Уэллсом в фильмах «Гражданин Кейн» и «Третий человек». Хичкок весьма удачно выбрал его на главную роль - внешность Коттена удачно использована в совокупности с его игрой. Персонаж вызывает некоторое чувство омерзения, словно выдавая свою гнилую сущность.
Джозеф Коттен в первую очередь известен благодаря сотрудничеству с Орсоном Уэллсом в фильмах «Гражданин Кейн» и «Третий человек». Хичкок весьма удачно выбрал его на главную роль - внешность Коттена удачно использована в совокупности с его игрой. Персонаж вызывает некоторое чувство омерзения, словно выдавая свою гнилую сущность.

Сделано это не так филигранно как в «Ребекке». Предугадывание визита дядюшки, приевшаяся мелодия вальса «весёлых вдов» - эти элементы стоило докручивать до конца и завязывать на более устойчивой интриге. «Тень сомнения» могла бы больше выиграть, если бы персонаж Коттена оставался для зрителя загадкой – и сомнения у нас зарождались по мере того, как его племянница начинала бы замечать признаки отбрасываемой дядюшкой тени.

Острота ситуации заключается так же в том, что Шарлотта не может разделить свои подозрения с кем-либо.
Острота ситуации заключается так же в том, что Шарлотта не может разделить свои подозрения с кем-либо.

Однако Хичкок предпочёл поиграть на нервах зрителей, изначально показав зрителям, что дядя Чарли – не совсем тот, за кого себя выдаёт. Это позволило несколько усилить напряжение, но вместе с тем финал не вышел самой сильной частью повествования. Более того, ближе к нему появляются вопросы вроде того, зачем суетливый сосед позвал семью на помощь, вместо того, чтобы лично пособить тем, кто в гараже?

Контакт со злом не проходит бесследно. В финале Шарлотта одета в говорящее чёрное платье. И её поступок можно трактовать двояко, хотя бы с точки зрения христианства.
Контакт со злом не проходит бесследно. В финале Шарлотта одета в говорящее чёрное платье. И её поступок можно трактовать двояко, хотя бы с точки зрения христианства.

Основная промашка же, вероятно, оказалась в том, что Хичкок хотел сгладить мрачное настроение – и потому приём, в котором в полном зале два человека о чём-то догадываются – немного не срабатывает ввиду художественной надуманности ситуаций и диалогов. В общем, несмотря на присутствие интересных деталей сценария и отличного актёрского ансамбля, всё-таки не самая изящная работа маэстро – элементарно в сравнении с вышедшей до этого «Ребеккой».

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.