Провинциальный городок в штате Калифорния. Типичная провинция, в которой нечего делать. Скучная жизнь юной Шарлотты Ньютон озаряется приездом дяди, в честь которого она получила своё имя. Дядя - неординарная персона, много где бывавший, многое повидавший. Однако чем больше Шарлотта с ним общается, тем больше ей кажется, что дядя скрывает какой-то страшный секрет.
Этот фильм занимает солидное место в творчестве Альфреда Хичкока, считаясь одной из его первых картин, открывающих золотой период творчества режиссёра в 40-ые годы. Ходят даже слухи, что сам Хичкок считал «Тень сомнения» лучшей своей работой, хотя в это верится с трудом, ибо тут есть некоторые условности, которых явно нет в будущих фильмах маэстро.
Сценарий фильма был вдохновлён подвигами реального серийного убийцы Эрла Леонарда Нельсона. Это, конечно же, мало интересует Хичкока – кровавые подробности он, как обычно, использует как упоминание в разговоре, дабы подчеркнуть контраст между благопристойными обывателями «одноэтажной Америки» и тем злом, что в ней присутствует.
Что становится более занимательным для постановщика, так это те самые витающие, неуловимые сущности, к которым можно определить и вынесенную в название «тень сомнения». Что любопытно, это было лишь рабочим названием, которое так и не переросло во что-то более удачное. Сомнение – оно или есть или его нет. А «тень сомнения» как бы ставит в условность и само существование сомнения – и в фильме масса подобных условностей, которые невозможно объяснить рационально.
Сделано это не так филигранно как в «Ребекке». Предугадывание визита дядюшки, приевшаяся мелодия вальса «весёлых вдов» - эти элементы стоило докручивать до конца и завязывать на более устойчивой интриге. «Тень сомнения» могла бы больше выиграть, если бы персонаж Коттена оставался для зрителя загадкой – и сомнения у нас зарождались по мере того, как его племянница начинала бы замечать признаки отбрасываемой дядюшкой тени.
Однако Хичкок предпочёл поиграть на нервах зрителей, изначально показав зрителям, что дядя Чарли – не совсем тот, за кого себя выдаёт. Это позволило несколько усилить напряжение, но вместе с тем финал не вышел самой сильной частью повествования. Более того, ближе к нему появляются вопросы вроде того, зачем суетливый сосед позвал семью на помощь, вместо того, чтобы лично пособить тем, кто в гараже?
Основная промашка же, вероятно, оказалась в том, что Хичкок хотел сгладить мрачное настроение – и потому приём, в котором в полном зале два человека о чём-то догадываются – немного не срабатывает ввиду художественной надуманности ситуаций и диалогов. В общем, несмотря на присутствие интересных деталей сценария и отличного актёрского ансамбля, всё-таки не самая изящная работа маэстро – элементарно в сравнении с вышедшей до этого «Ребеккой».
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.