Последний император всероссийский был заядлым читателем. Его дневник пестрит такими фразами: «Читал после чая», «Читал весь вечер», «Читал Аликс вслух»… Любимым писателем Николай II непременно называл Гоголя, но проглатывал книги любого жанра – от научных изысканий до легкомысленных триллеров про Дракулу.
Он не пропускал книг плодовитого юмориста Аркадия Аверченко. Его смешные рассказы Николай II почитывал даже в годы войны, отвлекаясь от фронтовых сводок. Это неудивительно: Аверченко в предреволюционные годы зачитывались все. Сохранились свидетельства, что после расстрела царской семьи в доме Ипатьева в Екатеринбурге на полу валялись книги Чехова, Салтыкова-Щедрина, тома «Войны и мира» и «Синее с золотом» Аверченко – весёлые истории из довоенной жизни студента.
Что до самого сатирика, то он после Февраля отнёсся к бывшему императору немилосердно. Высмеивал его в фельетонах. Впрочем, Аверченко едко писал обо всех: и о Николае II, и о Керенском, и о большевиках.
Даже после отречения Николай II не оставлял книги. «Теперь – много времени читать для своего удовольствия», – запишет он в своём дневнике 14 марта 1917 г. Он взялся за серьёзный капитальный труд Фёдора Успенского «История Византийской империи» и постепенно её одолел. А потом – по контрасту – читал сборники юмористики Николая Лейкина «Неунывающие россияне». Это череда сатирических зарисовок о быте российских дачников чеховского времени.
О чтении говорится и в последней дневниковой записи бывшего царя: «28 июня. Утром около 10 ½ час. к открытому окну подошло трое рабочих, подняли тяжёлую решётку и прикрепили её снаружи рамы – без предупреждения со стороны Юровского. Этот тип нам нравится всё менее! Начал читать VIII том Салтыкова…»