Найти тему
Правда ПФО

«Кешбэк» с несостоявшегося конкурента «Башсоды» требуют силами подсудимого по делу «золотых прокуроров»

Следует напомнить, что Рамазанов – вовсе не самый высокопоставленный подсудимый по делу «золотых прокуроров». В первую очередь журналисты придут 30 мая в Бабушкинский районный суд Москвы, чтобы узнать, какой срок получат бывший первый заместитель прокурора Башкортостана Олег Горбунов, которого требуют приговорить к 19 годам лишения свободы, и бывший прокурор Советского района Уфы Рамиль Гарифуллин – его прокуратура хочет посадить на 18 лет. Другие подсудимые – бывший начальник отдела республиканской прокуратуры Артур Шаретдинов и адвокат Рашид Сафеев, которым светят сроки по 9 лет. Рамазанову и еще одному предпринимателю Феиму Мухитову обвинение предлагает отделаться условными сроками – они активно сотрудничали со следствием.

«Правда ПФО» подробно рассказывала о деле «золотых прокуроров». Оно раскручивалось в период управленческой пересменки в Башкортостане осенью 2018 года: пока Кремль менял Рустэма Хамитова на Радия Хабирова, региональному УФСБ был дан карт-бланш на вскрытие масштабной коррупционной схемы в прокуратуре республики, где за взятки высокопоставленные подсудимые могли обеспечивать себе снисхождение при рассмотрении уголовных дел. Непосредственным руководителем преступной группы следствие сочло первого зампрокурора Башкортостана: Олег Горбунов тогда спешно попросился в отставку и попытался покинуть страну, но был задержан в Шереметьево.

Рамазанов и Мухитов же были не более чем посредниками при реализации коррупционных схем: попавшие под правоохранительные жернова люди с деньгами обращались к Рамазанову, а тот уже отвечал, кому и сколько нужно заплатить за решение вопроса, и непосредственно участвовал в процессе передачи денег по назначению. Будучи изобличен с поличным, он дал показания на всех участников преступной группы.

Дело о переходе контроля над ТАУ-Нефтехимом от Рутмана к «Русскому водороду» – на первый взгляд кейс из совершенно другой области. При позднем Хамитове предприятия группы ТАУ активно интриговали против офшорных собственников «Башкирской содовой компании», собиравшихся взять в сырьевую разработку башкирские шиханы – сначала Торатау, а когда не получилось с ним, то Куштау. В народных волнениях августа 2020 года некоторые наблюдатели тоже видели след владельцев ТАУ.

Но в результате своих активов лишились и те, и другие: БСК была сначала национализирована по суду, а в 2022 году крупный пакет был передан в доверительное управление «Русскому водороду». С ТАУ, как казалось до недавнего времени, удалось обойтись без суда: просто 23 марта 2023 года «Русский водород» стал финальным бенефициаром 99% акций управляющей компании СНХЗ и «Синтез Каучука», а Рутман и его партнер Дамир Мугинов из числа акционеров выбыли.

-2

Но иск АО «Компания “Ника”» к Рутману и его предприятиям показывает, что так просто новые собственники ТАУ от своего предшественника не отстанут. Явных следов аффилированности «Ники» с «Русским водородом» нет: компания не раскрывает акционеров и была зарегистрирована только в ноябре 2022 года. Но Ъ-Уфа утверждает, что возглавляемое Рамазановым юрлицо получило право требования 9 млрд с Рутмана по договору цессии, а причина иска – якобы нанесенные СНХЗ и «Синтез-Каучуку» убытки из-за реализации продукции предприятия по заниженным ценам через офшорные схемы.

Помнится, примерно так же в свое время действовала «Роснефть» по отношению к бывшим владельцам «Башнефти» из АФК «Система» – и скорость прохождения иска «Ники» к Рутману заставляет предположить, что и здесь за истцом стоят очень влиятельные силы: буквально через два дня после подачи иска 15 марта арбитраж скопом арестовал все активы Рутмана и аффилированных ему фирм в рамках обеспечительных мер по иску. Ответчики пытались оспорить арест в апелляции, но 19 мая было опубликовано постановление апелляционного суда в Челябинске, оставляющего обеспечительные меры в силе. Неизвестно, сколько Рутман получил от «Русского водорода» за свой актив (и получил ли вообще) – но своеобразный «кешбэк» в 9 миллиардов ему определенно придется вернуть.

Таким образом, влиятельные федеральные собственники в очередной раз продемонстрировали, на каких условиях башкирские активы переходят под их контроль. Что до Рамазанова – то тот факт, что за взысканием «убытков» новые собственники ТАУ обратились именно к его услугам, показывает, что есть люди, которые не пропадут при любых обстоятельствах.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Фото: sobkor02.ru, h2-group.ru, на превью фото: Дмитрий Колпаков, Коммерсантъ