Глава 13
План московского князя удался. Едигей (темник Тамерлана) повернул армию так и не дойдя до московских владений. Теперь Софья могла входить в маленькую комнату и часто присутствовала при разговорах Василия и Матвея. С той злосчастной ночи она стала разбираться в тактике и стратегии ни чуть не хуже, чем ее супруг. Княгиня всегда молчала и никогда не советовала Василию как поступать, даже будучи с ним наедине, она лишь поддерживала мужа и когда он спрашивал ее о правильности своих поступков, всегда была целиком и полностью на его стороне.
Как только Едигей покинул Елецкие земли московский князь сообщил Тохтамышу, что дань платить отказывается и двинул свои войска на Орду. Софья впервые осталась одна. Только сейчас она поняла как ей повезло, что все эти годы супруг не принимал участия в каких либо серьезных столкновениях. Сердце замирало от страха, когда во дворе княжеского терема появлялся гонец. Она боялась услышать худые вести и молилась за здоровье супруга почти круглосуточно.
Князь Василий I вторгся во владения Орды и нанес удар, который запомнится надолго. Много стихов было посвящено этому событию, но из всех князь мог воспроизвести по памяти лишь один.
«Князь-урус — рыжий, как лис, с бородою обросшим ртом. Разорил он, разграбил наш дом. Наш священный город Булгар, и ему подчиненный Сивар, и высоковратный Казан, Джуке-Тау над гладью речной, и Сабы в глубине лесной, и земель Ашлы закрома... Он спалил, сломал все дома. Разгромил во владеньях моих он четырнадцать городов, превратил их в пепел и дым. Как же тут мне не стать седым?»
Он чувствовал, что отомстил за слезы отца. И хоть сопротивления на своем пути не встретил, велел войскам остановиться и повернуть домой. Многие воины тогда не поддержали решения князя, но тот, железной волей погасил назревающий бунт и велел казнить зачинщиков, показав тем самым, что в его рядах должна присутствовать дисциплина.
Князь вернулся вовремя! Он просчитал время своего прибытия так, что успел отбить одну из вылазок своего тестя. Хоть боя и не состоялось, Василий понял, что под давлением Тохтамыша и немецких орденов Витовт будет предпринимать дальнейшие вылазки на его владения. Нужно было укреплять рубежи. Этим то и занялся мужчина. Теперь он появлялся в стольном граде совсем ненадолго, большую часть года проводил на рубежах, а Софья и малолетний княжич отстаивали его волю в думе. Так закалялась молодая чета и укрепляла свое влияние. Вскоре Василий стал хорошим воином, стратегом и тактиком, а его жена, приобрела железную хватку, научилась спорить и не идти на поводу большинства. Она понимала, что должна стать надёжным тылом и опорой, только в этом случае ее семейная жизнь будет долгой.
Вокруг Москвы тем временем шли серьезные события. Витовт в переговорах с немецким орденом, заявил о своих планах захватить Новгород и если с потерей Смоленска молодой князь мог смириться и даже отговаривал Олега Рязанского от активных действий по его возвращению, то отдавать Новгород под Литву не собирался. Нужен был противовес. Зная о том, что тесть поддерживает Тохтамыша, который обещает после победы над Тамерланом отдать тому во владение все русские земли, Василий посылает послов к Едигею, передавая с ними обозы с частью награбленного в Орде золота. Переговоры шли достаточно долго, князь сетовал на малую численность войска московского и признавал за темником Тамерлана главенство. А так как людей на подмогу в борьбе с Тохтамышем, выделить не может, сдерживая Витовта, то посылает все золото, что смог собрать с московского народа. Едигей оказался доволен и заключив соглашение по которому имел беспрепятственный проход по московским землям, оставил княжество в покое, сосредоточившись на Тохтамыше и Витовте. Вторую часть награбленного Василий отправил Сайиду и его брату, которые сражались с захватчиками внутри Орды. И пока вокруг московского княжества шли кровопролитные битвы русский народ мог хоть ненадолго выдохнуть.
Начало рассказа здесь (карта канала)