Недавно мы уже писали статью про Петра Алексеевича Клименко, который смог чудом выжить в Брестской крепости в июне 1941 года. Брестская крепость - это своеобразный символ мужества, героизма и несломимой силы духа. Мы это знаем еще со школьной скамьи, и выжить в этом месте в 1941 году было настоящим если не чудом, то, как минимум, удачей. И знаете что? Петр Алексеевич был далеко не единственным нашим земляком из тех, кто оборонял крепость, выжил и, более того, прошел еще и концлагеря, в одном из которых пропал без вести навсегда.
Григорий Ерундов был уроженцем поселка Долиновский Новохоперского района. До войны работал плотником, любил ходить в лес по грибы и прочие ягоды. Среди односельчан слыл очень отзывчивым и готовым всегда помочь в любой момент, несмотря ни на что. В армию попал еще до начала Великой Отечественной войны, служил в Брестской крепости, во взводе конной разведки 125-го стрелкового полка. Полк собирались передислоцировать из крепости, но, бойцы этого не успели дождаться.
С началом артиллерийского обстрела фашистами крепости Григорий находился в северо-восточной части крепости, а если более точно, то на территории Кобринского укрепления. Там же он принял и первый бой, после того, как фашистам удалось прорваться в крепость. Они несколько раз прорывались, их окружали, ликвидировали, прогоняли обратно, а где-то им удавалось закрепиться надолго. В ходе одного из таких локальных боев Григорий и попал в плен к фашистам.
Еще тогда, в 1941 году, Евдокия Васильевна - жена Григория, получила извещение из военкомата о том, что ее муж пропал без вести при обороне Брестской крепости. Но она ждала и верила, что он жив и обязательно вернется. Ждала целых 41 год. И только спустя 41 год, после переписки с писателем-фронтовиком Владимиром Купчиковым, узнала о том, как сложилась судьба мужа. Купчиков тогда переписывался со всеми родственниками бойцов, оборонявших тогда в 1941 году Брестскую крепость. А делал он это для того, чтобы написать книгу о защитниках крепости. Впоследствии она получит название "До последнего патрона".
В ходе боев за Брестскую крепость в плен к немцам попало довольно большое количество красноармейцев, по разным данным - несколько тысяч. Среди них был и Григорий, первым концлагерем которого стал польский Бяла-Подляска. В Бяла-Подляска фашисты отправляли изначально всех подряд и уже оттуда фильтровали по другим концлагерям. В данном концлагере оставляли тех, кто был ранен или болен. Оставляли совсем не для того, чтобы лечить, а для того, чтобы из-за нечеловеческих условий содержания, не отправлять затем уже совсем никуда.
Но, Григорий там решил не задерживаться и в числе остальных бойцов организовал побег. Кто-то смог сбежать и уйти к партизанам, некоторые погибли при попытке побега, а тех, кого поймали, отправили в другие концлагеря. Как правило в те, в которых были самые ужасные условия содержания. Григорий был отправлен в Заксенхаузен, один из самых жестоких фашистских концлагерей. Именно здесь, судя по воспоминаниям других узников, его видели впервые осенью 1941 года. Как говорили узники, он тогда уже был сильно болен тифом.
Заксенхаузен был не просто одним из самых жестоких концлагерей, но и одним из первых во всей огромной структуре аналогичных заведений. Соответственно, все нововведения, которые придумывали фашисты, в виде газовых камер, крематория и многих других приспособлений, способных усложнить жизнь узникам, появлялись здесь одними из первых. Но и это еще не все. Именно в концлагере Заксенхаузен фашистами были оборудованы специальные трассы для испытания обуви немецких солдат. Трасс было несколько и все они были с различным покрытием - песок, камень, битое стекло и многие другие, всего их было девять. Узнику предстояло пройти 40 километров по ней в различном темпе и разной обуви, больше или меньше размером.
Но было в Заксенхаузене и еще одно направление - медицинские опыты. Что интересно, проводились они врачами, которые имели по несколько высших образований и заканчивали лучшие европейские медицинские институты. Судя по воспоминаниям узников, Григорий как раз и попал в одну из таких лабораторий. Но, ему вновь удалось то, что не удавалось практически никому из пациентов лаборатории Заксенхаузена - он смог выжить. Тем не менее, болезнь прогрессировала, к тому же сказалось то, что он прошел лаборатории Заксенхаузена, и Григория направили уже в другой концлагерь - Шталаг 302 на территории Польши. Как правило, это был билет в один конец, потому как оттуда уже практически никто не возвращался. Именно в данном концлагере и пропал без вести наш с вами земляк Григорий Ерундов. Земляк, героически оборонявший Брестскую крепость, прошедший три концлагеря. Земляк, о судьбе которого не было известно совершенно ничего целых 41 год...
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе
Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов