Заикание чаще всего проявляет себя в дошкольном возрасте, когда речь активно развивается. Для эффективной коррекции этого речевого нарушения необходима слаженная работа врачей, педагогов и родителей.
Существует два подхода к обучению заикающегося ребенка речевым навыкам:
— комплексный — сначала ребенок говорит вместе с логопедом, а затем самостоятельно отвечает на вопросы;
— психолого-педагогический — ребенка сразу учат говорить самостоятельно, сначала отвечая на вопросы логопеда о настоящих действиях и событиях, затем о прошедших, и, наконец, о будущих. Особое внимание уделяется внеречевым процессам.
Чем раньше начинается коррекция речи, тем успешнее она проходит. С возрастом дети начинают осознавать свой дефект: возникает неуверенность в себе, страх и избегание речи, зацикленность на нарушениях.
100% гарантию исправления дефекта дать невозможно, но чем больше в коррекционном процессе участвуют родители, тем выше шанс на успех.
Алгоритм действий, если вы заметили у ребенка заикание:
— не заострять внимание ребенка на запинках;
— не перегружать ребенка эмоциями;
— ограничить объем потребляемой ребенком информации;
— упростить коммуникацию в семье (побуждать к односложным ответам и говорить тише, чтобы ребенок тоже не напрягал голосовые связки).
И конечно, консультация с логопедом, чтобы он отделил речевое нарушение от естественного процесса развития речи, а также составил индивидуальный план коррекции. Не игнорируйте нарушения речи ребенка и обратитесь к специалисту при первых подозрениях заикания.