Сегодня на канале рубрика «Клуб любителей домашних библиотек». И о своей домашней библиотеке продолжит рассказ Надежда Ожигина, передаю ей слово.
Всем хорошего дня.
Меня зовут Надежда Ожигина, я дизайнер и писатель в жанре фантастики и фэнтези, лауреат премии Электронная Буква. Обо мне и моих книгах можно почитать в блоге, на страничке Литрес или, скажем, на Лабиринте
Третья часть рассказа о домашней библиотеке также посвящается антикварной коллекции.
Ссылки на первую и вторую части рассказа вы сможете найти в конце статьи.
Если все, что касается Шерлока Холмса и его создателя сэра Артура Конан Дойля, собиралось азартно и осознанно, то книги, о которых расскажу ниже, приходили в руки скорее случайно. Одни попадались на глаза во время охоты за Шерлокианой, и я понимала, что не могу устоять перед библиофильским «хочу». Другие же долго искала, по причине писательской блажи.
Я ведь не только писатель, я дизайнер. Даже сначала дизайнер, если измерить доходность, а потом уже, в качестве хобби, – автор фэнтезийных романов. И я крайне неравнодушна к гравюрам и иллюстрациям.
Поэтому в моей библиотеке есть замечательные иллюстрированные издания. Всевозможные книги о птицах, животных, травники – это уже отдельное направление коллекционирования.
Все началось опять же с Шерлока Холмса. Помните наш фильм «Охота на тигра» по рассказу «Пустой дом»? Тот самый, с Ливановым и Соломиным? Шерлок, якобы погибший в водопаде, возвращается в Лондон, чтобы засадить за решетку полковника Морана. Он скрывается под чужой личиной, притворяется продавцом-букинистом. И предлагает при встрече с Уотсоном купить у него «Птиц Британии», которые должны заполнить полку в кабинете.
Меня еще в детстве зацепили эти «Птицы Британии», все мечталось, чтобы и мою полку когда-нибудь украсили тома с прекрасными птичками.
И вот, блуждая по просторам интернета в поисках ШХ, я нашла нечто похожее на аукционе. Конечно, это не те знаменитые «Птицы» в трех томах, что предлагал Шерлок и что задействованы в Джейн Эйр. Это четырехтомный справочник из «Натуральной истории Ллойда» 1896 г., посвященный птицам. Но как же он красив! До чего изумительные птицы на его цветных литографиях!
Иллюстрации из «Натуральной истории» часто можно встретить в сети, их продают отдельно, как самостоятельный артобъект, ими украшают кабинеты и гостиные.
Есть еще два справочника по птицам: Familiar Wild Birds 1911 г. и четвертый том Орнитологии из Naturalist’s Library 1834 г. Их я люблю даже больше, чем Птиц Британии.
Каждую иллюстрацию можно рассматривать часами! В первой книге по каждой птице есть отдельно гравюра и цветная иллюстрация. А во второй – просто невероятное произведение искусства: частично раскрашенные гравюры. Каждая птица выделяется цветом на графичном фоне. Оцените эти невероятные оттенки оперения! Лично у меня дух захватывает.
Из Ллойда у меня есть еще один справочник, посвященный диким кошкам, 1895 г. Я большой фанат всего кошачьего и не смогла пройти мимо такого великолепного лота. Вы только посмотрите на этих шикарных котов!
Травники в моей коллекции оказались мимоходом. Искала птиц, нашла цветы. Справочники по дикорастущим цветам – это что-то невероятное для ценителя гравюр и литографий. Однажды я принесла один из томов на занятия по акварели и едва не сорвала урок. Потому что не только группа, но и преподаватель принялись активно фоткать все странички на память, чтоб потом попытаться их повторить.
Ботаническая иллюстрация – отдельный вид искусства, требующий кропотливого подхода и особенного чувства цвета. А здесь не только про иллюстрирован каждый цветок, к статьям сделаны особые буквицы – заглавные буквы, оплетенные цветами. Эстетический кайф!
Есть еще одно издание, купленное мной исключительно ради гравюр.
Как истый любитель всевозможных путешествий, я обожаю карты, тем более старинные. И вот мне попадается четырехтомник: Всеобъемлющий географический справочник Англии и Уэльса. Невероятно скучная штука в скромных переплетах, но в этих четырех томах 1834-1836 гг. – 44 карты Великобритании! Все карты А4 формата украшены невероятными гравюрами! Это настоящие артобъекты, их бы в рамку и на стену!
При этом я держу в голове, что у меня на руках есть реальный справочник со всеми названиями, статистикой и прочими сведениями по каждому графству Англии. То есть, если мне придет в голову написать что-нибудь историческое в данных временных рамках, у меня есть полная информация по географии края!
Отдельно хочу упомянуть Оскара Уайльда. Я фанат его творчества, меня завораживает та паутина, которую он создает из слов, подменяя ненароком нравственные ориентиры и постоянно играя с читателем. Каждая фраза Уайльда – это эстетика. Поэтому, увидев на торгах его десятитомник, я за него ухватилась.
Это невероятное издание 1908 года, уже посмертное, но едва ли не первое полное собрание сочинений. Обратите внимание на обрез! Это не типографская резка, нет. Эти тома продавались неразрезанными. Владелец садился в кресло, брал со стола нож для бумаг и в процессе чтения сам «вскрывал» очередную страницу. Издание ограниченное! Всего выпустили тысячу экземпляров десятитомника. Каждый первый том издания был пронумерован. Мне достался 458 набор. Приятно.
Французская книга о путешествии по Сибири 1868 года мне досталась в комплекте с другой книгой. Но в ней тоже хватает прекрасных гравюр, по которым можно судить (в какой-то мере) о том, как выглядели наши сибирские пейзажи в 19 веке. Интересно.
Отдельная находка коллекции – французское «Военное руководство по
фехтованию», 1884 год. Этот карманный справочник привлек меня иллюстрациями. А еще я попыталась представить себе ситуацию: вот дворянин готовится к поединку на шпагах. В волнении достает из кармана справочник и начинает перелистывать дрожащими руками: а как строить шестую защиту? А девятая – это шпага вверх или вниз? А в другом конце залы его противник тоже лихорадочно шуршит страницами. Справочник маленький, тоненький. Но пропустить иллюстрации со всеми этими фехтовальными стойками и позициями я просто не могла! Я же рассказывала в прошлых статьях, что занималась фехтованием, нет?
А еще была в моей жизни такая тема. Захотелось написать детективный роман под Шерлока. Место действия – Англия. Время – после Первой Мировой. Все было, герои, сюжет, завязка. Чего не было? Знаний! Я же фанат рисёча, предварительного исследования и накопления материала!
Как я могу писать детектив, если ничего не знаю ни о криминалистике того
периода, ни о том, как выглядел Лондон и его окрестности в условных 10-20 годах?! Задача поставлена, вызов принят!
Так в моей библиотеке появилась замечательная книга: Учебник судебной
медицины доктора Эдуарда фон-Гофмана, 6-е русское издание 1912 года.
Книга досталась мне в полуразвалившемся состоянии, корешок – кусками кожи. Все я восстанавливала, собирала по частям.
Заморочилась настолько, что варила мучной клей, чтобы соответствовать эпохе. И купила задешево какую-то совсем пропащую развалюху того периода, чтобы иметь бумагу на подклейку корешка и страниц. Невероятно интересное издание, с пометками какого-то студента, учившегося судебной медицине. Разделы, описания – класс! Есть отдельная вкладка в виде человеческого тела. Там все открывается, раздвигается: под мышцами обнаруживаются внутренние органы, да и они в разрезе, все очень доступно.
Казалось бы, садись и пиши детектив! Но нет же. А как же выглядел Лондон? Чем жил в то время? Так в коллекцию прилетели два путеводителя того времени: по Лондону и по Европе.
С картами, описаниями, маршрутами. А потом – дополнительно, карты железных дорог! Теперь я могла отправить своих героев в путешествие по стране, согласно расписанию и на нужную станцию. Ух ты!
А еще я приобрела подшивку журнала «Огонек» за 1903 год. И теперь знаю, чем жила наша страна в начале 20 века.
Я много интересностей прочитала, осилила всего Торвальда, стала разбираться в дактилоскопии и ядах, узнала, что всякие там окурки, пепел и волосы не собирались на месте преступления и не принимались судом за улики, пока Конан Дойль не написал об этом в романе. В сущности, он – один из родоначальников науки о следах… А вот свой детектив так и не написала. Пока собирала материал, собственная идея показалась скучной.
Но кто знает, может, придет время, и все это богатство мне еще пригодится!
Дальше я расскажу вам о русских антикварных книгах в коллекции.
Их меньше, потому что такие книги трудно найти по доступной цене в хорошем состоянии. Но все-таки кое-что есть.
Жемчужина коллекции – собрание сочинений Достоевского, 1888 год. Издание посмертное, не хватает одного тома. Но те тома, что есть у меня – в отличном состоянии.
Есть собрание сочинений Генрика Ибсена, 1902 года.
Очень нравится двухтомник Байрона из библиотеки всемирной литературы, 1912 г.
Двухтомник Диккенса с «Крошкой Доррит» 1886 г. не мешало бы получше переплести, но с другой стороны, этот тканевый переплет – отражение эпохи. Опять же, в книгах есть чудесные иллюстрации: отличные гравюры, которые я очень люблю рассматривать.
И Оскар Уайльд. Мимо этого автора на русском языке я пройти не могла.
Есть отдельно «Баллада Рэдинской тюрьмы» в переводе Бальмонта, 1904 года, и есть двухтомник – полное собрание сочинений в приложении к журналу «Нива» 1912 г.
Я уже показывала вам собрание сочинений Конан Дойля издательства Сойкина.
Есть двухтомник Чехова 1918 г.
Отдельными томами: Майн Рид «Затерявшаяся гора», Стивенсон «Сент-Ив», А. Дюма «Сорок пять», Джером К. Джером «Как мы вчетвером писали роман», Генрик Сенкевич, повести и рассказы.
Все это я откапывала на полках антикварных и букинистических магазинов, на Алибе и других сайтах, торгующих антиквариатом и букинистикой. Цена их относительно невысока, но читать романы с «ятями» приятно.
Так же хочу показать Булгакова. Издание 1973 года не может считаться антиквариатом, но это первое издание «Мастера и Маргариты» на русском языке!
И напоследок, так сказать, на сладкое, покажу вам самые древние книги в коллекции. Самый старый том – 1663 года! И это ничто иное, как «Фарсалия» (также известная как «De Bello Civili» или «О гражданской войне») – эпическая поэма в десяти книгах римского поэта Лукана.
«Фарсалия» осталась незаконченной из-за смерти поэта в 65 г. нашей эры. И ее считают величайшей эпической поэмой Серебряного века латинской литературы. В этой поэме рассказывается история гражданской войны между Юлием Цезарем и войсками римского сената во главе с Помпеем Великим. Не могу сказать, что досталась она мне уж очень дорого. Когда перед статьей я немного помониторила цены на книгу, даже присела от получившейся разницы. Впрочем, расставаться с ней я не планирую, меня радует и сам томик, и бумага, и гравюры. Я действительно чувствую себя графиней в замке, когда беру его в руки и листаю, пусть и без малейшей возможности прочесть.
Еще одна книга – это первое издание «Поэтики Аристотеля» на французском языке. Она была опубликована в 1692 г. в Париже за авторством перевода Андре Дасье. Сейчас эта книга оцифрована и переведена, с содержимым можно бесплатно ознакомиться в сети. Но в момент выхода она стала своеобразным прорывом. Ее тоже очень приятно держать в руках и листать: удивительные ощущения.
И еще у меня есть два тома из восьми, 1743 и 1752 года, «Spectacle de la nature history», так называемые «Зрелища природы», составленные аббатом Ноэлем Антуаном Плюше и ставшего в итоге одним из бестселлеров своего времени. В восьми томах аббат обсуждал актуальные вопросы натурфилософии, такие как ньютонианство, происхождение окаменелостей, ремесленные техники, естествознание, машины, садоводство или сбор насекомых в формате вежливой беседы. Целью создания этих книг была забота об образовании молодых людей, новые педагогические методы и защита экспериментальных знаний. Поэтому «Зрелища природы» содержат массу полезной информации о мироустройстве и состоянии науки того периода, что необычайно интересно для писателя.
У меня в коллекции два тома, посвященных естествознанию и технике.
В книгах множество иллюстраций, которые можно рассматривать бесконечно. Где еще увидишь, как был устроен телескоп и микроскоп в 18 веке? Все иллюстрации сделаны на особых вставках, которые раскладываются в формат А4.
Вот, собственно, и все интересности моей домашней библиотеки.
Она невелика, но мне невероятно нравится перебирать эти сокровища.
Надеюсь, вам тоже было интересно все это посмотреть и почитать.
А если кто-то хочет встретиться лично, 27 мая в 15-00 в библиотеке им. Пушкина в Москве буду в том числе представлять мою фэнтези-книгу «Руда». В библиотеке будет День открытых дверей, плавно перетекающих в Библионочь, приходите в любом случае, будет интересно. Одни интерьеры библиотеки чего стоят!
Друзья, честно говоря, я в легком шоке от коллекции Надежды. Для меня это действительно умопомрачительно🤗
Напомню, что Надежду также можно найти в ее блоге ВКонтакте.
Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк ❤️