13 мая 1938 г. Приказом НКВД СССР был объявлен Временный устав конвойной службы рабоче-крестьянской милиции. Дата принятия приказа считается днем образования охранно-конвойной службы СССР и Российской Федерации. День работников охранно-конвойной службы МВД РФ или День конвоира, отмечается в России ежегодно 13 мая, согласно приказу МВД РФ от 23 октября 2002 года № 1026 «Об объявлении даты образования охранно-конвойных подразделений милиции».
Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания (ИВС) либо при доставлении к месту назначения под охраной (надзором) конвоя.
Организация перемещения спецконтингента, их охрана и надзор за ними уже с XVII века были одними из важных проблем государства, особенно в связи с возрастанием количества арестантов в «бунташный» период.
Первые упоминания об охранно-конвойной деятельности имеются в Соборном уложении от 29 января 1649 года: «Тюрьмы и тюремных стрельцов осматривать почасту, чтобы тюрьмы были крепки и у тюремных бы сидельцев ничего не было, чем из тюрьмы выразитися».
Первоначальный этап развития этапирования осужденных приходится на период правления Петра I, когда была введена ссылка на каторгу, причем в первые годы этот вид наказания осуществлялся в форме приведения в движение весельных судов, или галер, гребцами, прикованными к скамьям и веслам.
Каторжан отправляли в Азов, а в последующие годы их труд использовали на Урале, в Сибири на рудниках, фабриках, заводах и солеварнях. Осужденные, следовавшие в Сибирь, сопровождались по трактам от селения к селению под «обывательским присмотром», причиняя местным жителям множество проблем. В основном это проявлялось в том, что невольных конвоиров приходилось отвлекать от работ на полях. Надзор за конвоируемыми осужденными осуществлялся местными жителями поселений, в которые они доставлялись. В силу недостаточного обеспечения оружием достаточно часто совершались побеги, с последующим совершением различных преступлений.
В 1807 г. конвоирование осужденных было возложено на 4 сибирских иноверческих полка численностью около 3 тыс. человек, состоящих из башкиров и мещеряков, использовавшихся в основном для охраны границы. В 1810 г. эти функции были переданы казачьим подразделениям, обслуживающим гражданскую администрацию и располагавшимся на восточных границах империи в Сибири. В то же время, конвоирование осужденных осуществляли также инвалидные роты и команды, которые формировались из бывших военных и ветеранов, которые по различным причинам, ранению или по возрасту не могли продолжать службу в армейских полках.
В 1811 г. и стал формироваться отдельный корпус внутренней стражи – первое специализированное подразделение, исполняющее правоохранительные функции в сфере содержания осужденных во время их перемещения.
Важным фактом в истории конвойной службы стало создание железных дорог и развитие водного транспорта в середине ХIX в. На железной дороге создается особое постоянное конвойное подразделение.
В 1878 г. принят Устав конвойной службы, где регламентировались все задачи и обязанности, в которые входила проверка на арестантах одежды по сезону и наличие у них запрещенных предметов, а также требования к помещениям, в которых они размещались на ночлег.
Однако официально начало становления конвойной службы в России начинается с указа Императора Александра III от 20 января 1886 г. «Об учреждении конвойной стражи для сопровождения арестантских партий». Этим приказом четко регламентировались обязанности и задачи конвойной службы, форма одежды сотрудников, структурная численность, а также требования к осужденным и некоторые элементы режима содержания арестантов.
Несмотря на то, что конвойная стража являлась одним из исполнительных органов карательной системы государства, ее деятельность четко не регламентировалась вплоть до 1907 г., когда был создан и утвержден Проект Устава конвойной службы. В 1909 г. специально созданная комиссия утвердила окончательный вариант этого документа.
В постреволюционный период большевики использовали «старую» конвойную систему, которая из всех государственных структур практически не изменилась.
Однако во времена Великой Отечественной войны внутренние войска и конвойные подразделения подверглись серьезным изменениям. В августе 1941 было создано Главное управление внутренних войск, а в январе 1942 в самостоятельную структуру выделилось Управление конвойных войск. Оно подвергалось неоднократным изменениям вызванным изменением объема задач и функций в связи со складывающейся обстановкой в ходе войны, конвойные войска были возложены задачи по конвоированию и охране военнопленных.
В послевоенное время служба конвоирования была передана в ведомство Министерства внутренних дел СССР. Соединения и части конвойных войск осуществляли деятельность по охране общественного порядка, охраняли военнопленных в местах их содержания и работ, конвоировали осужденных и арестованных. Основной проблемой того периода является то, что в связи с недостаточной оснащенностью конвойной службы преступники довольно часто предпринимали попытки совершения побегов и нападения на персонал.
В 1966 г. было образовано Главное управление внутренних войск, внутренней и конвойной службы, которое управляло подразделениями по всей территории страны. А в 1986 г. принят новый Устав боевой службы внутренних войск МВД СССР, в котором наиболее полно были обозначены нормы посадки в транспорт, предназначенный для конвоирования, правовое положение, как осужденных, так и персонала, был значительно расширен список вещей и предметов, которые осужденным можно иметь при себе в спецтранспорте.
За свою долгую историю существования конвойные подразделения прошли долгий и сложный путь, который продолжается и в наше время. Профессия конвоира опасна и требует ответственности, собранности, умения молниеносно реагировать и принимать решения в чрезвычайных ситуациях. Поэтому претенденты на службу в конвое проходят строгий отбор. Чтобы минимизировать угрозу жизни и здоровью, сотрудники охранно-конвойной службы соответственно экипируются: удобная и функциональная форма, бронированные каска и жилет, оружие, газовый баллончик, наручники и другие виды спецсредств. В распоряжении конвоиров находятся специальные автомобили, оснащенные сигнальным маячком, радиостанцией, внутренним переговорным устройством, средствами пожаротушения.