Более 20 боевых кораблей, 35 самолетов и восемь береговых подразделений 13 стран-союзников и партнеров НАТО примут участие мая в учениях «Грозный щит» за Полярным кругом для отработки противовоздушной и противоракетной обороны против любой ракетной атаки России в будущем.
Однако важным геополитическим событием, которому не уделялось должного внимания, является то, что, хотя в военном отношении Россия изо всех сил пытается установить свое господство над Украиной, поскольку последняя поддерживает НАТО, она одержала юридическую победу в Арктике, которая имеет серьезные стратегические последствия для стран региона. – США, Канада, Норвегия и Дания.
После более чем 20-летней обширной дипломатии и экспедиций с ледоколами, научно-исследовательскими судами и подводными лодками под полярными морскими льдами Россия недавно получила «одобрительные рекомендации» по большинству своих претензий на морское дно в центральной части Северного Ледовитого океана от Комиссии ООН по ограничению континентального шельфа.
Теперь у России на законных основаниях будет примерно 1,7 миллиона квадратных километров арктического морского дна.
Таким образом, ее исключительная экономическая зона теперь простирается через Северный полюс до Канады и Гренландии, которая является частью Королевства Дания. И это нужно рассматривать с претензией России на моря к северу от Берингова пролива и Аляски, которые представляют собой прямую линию, определенную отдельным соглашением с США, разграничивающим территориальное море и континентальный шельф между двумя странами.
До сих пор стратегические интересы всех арктических государств — России, США, Дании, Канады и Норвегии — были сосредоточены на «доступе к новым глобальным транспортным коридорам и их использовании, будущем маршрутах передачи данных по подводным кабелям, выдающихся возможностях спутникового базирования». как в военных, так и в научных целях, а также для доступа (и потенциального контроля) к арктическим ресурсам (живым и неживым)». Теперь на поверхность выходит и военное измерение этих интересов.
На суше в Канаде, России и США (Аляска) уже разведаны углеводороды, в результате чего к северу от Полярного круга открыто более 400 нефтяных и газовых месторождений.
Ежедневно из российской и канадской Арктики выкачивается около 2,6 млн баррелей ископаемого топлива. Пока бездействующая Норвегия также начала разведку и добычу полезных ископаемых на своем расширенном континентальном шельфе.
Кроме того, некоторые арктические страны приветствовали неарктические государства для совместной разведки нефти и газа, редкоземельных металлов, рыболовства и «даже, что примечательно, выращивания сельскохозяйственных культур».
Также важны альтернативные морские пути, соединяющие Индо-Тихий океан с Европой через этот регион, минуя Суэцкий канал. В этом контексте наиболее важным является Северный морской путь.
Это судоходный путь из Карского моря в Тихий океан, конкретно проходящий вдоль арктического побережья России от пролива Карские Ворота между Баренцевым и Карским морями, вдоль Сибири до Берингова пролива. И у него есть несколько альтернативных ходов и маршрутов между Новой Землей и Беринговым проливом.
Ожидается, что СМП принесет России огромные стратегические и коммерческие преимущества. Например, по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал предполагаемое судоходство по СМП сократит расстояние между Шанхаем и Роттердамом (крупнейшим торговым портом Европы в Нидерландах) почти на 2800 морских миль, или на 22 процента.
Этот маршрут также, вероятно, снизит транспортные расходы на 30-40 процентов. Точно так же, в то время как контейнеровоз из Токио в Гамбург (известный портовый город Германии) плывет около 48 дней по Суэцкому каналу, он может преодолеть такое же расстояние примерно за 35 дней по Севморпути.
В последнее время Москва также сводит к минимуму неопределенности, связанные с сезонным состоянием северного полярного ледника и возможностями грузоотправителей по арктическому транзиту. В нем говорится, что глобальное изменение климата постепенно повысило конкурентоспособность СМП.
Это, в свою очередь, сделало СМП все более судоходным, с меньшей потребностью в ледоколах, флот которых у России, кстати, самый большой в мире. Во всяком случае, говорят, что почти все современные торговые суда хорошо оснащены ледокольными возможностями, что позволяет им самостоятельно совершать плавания по Северному морскому пути.
Вся эта деятельность России в арктическом регионе вызвала серьезные опасения у американских политики.
На недавнем заседании подкомитета по оборонным ассигнованиям конгрессмен Бетти МакКоллум обратилась к начальнику военно-морских операций Майку Гилдею, задав вопрос о готовности Соединенных Штатов в этом стратегическом регионе. Ее опасения подчеркнули необходимость более сильного американского присутствия в этом районе, чтобы США были готовы стоять «корабль к кораблю» с Россией и Китаем.
Китай также усердно работал над тем, чтобы взять на себя важную роль в Арктике в экономическом и геологическом плане.
Китайцы строят ледоколы и ледоходы и содействуют развитию инфраструктуры в северных частях России. За последние два десятилетия Китай участвовал в 33 арктических операциях. Он задействован во всех основных арктических институтах и продолжают расширять свой ледокольный флот, который сейчас включает два средних ледокола.
Хотя только у России 40 ледоколов, в том числе два атомных, у США есть только один действующий тяжелый ледокол USCGC «Полярная звезда».
Можно отметить, что помимо крупнейшего в мире ледокольного флота российские базы за Полярным кругом примерно на треть превосходят базы НАТО.
Как сообщается, реализуемый в Москве «проект новой постройки ледокола «Лидер» планирует оснастить двумя ядерными реакторами типа РИТМ-400 и иметь общую мощность 120 МВт, что вдвое превышает мощность самых мощных в настоящее время ледоколов.
Кроме того, Россия обнародовала новую морскую стратегию, пообещав защищать арктические воды «всеми средствами», в том числе с помощью гиперзвуковых ракетных комплексов. Российская авиация регулярно прощупывает регион.
За последние годы российские ВМФ и ВВС несколько раз запускали крылатые ракеты такого типа в районах Баренцева и Белого морей.
Между тем, есть сообщения о том, что семь российских военных кораблей уже находятся в регионе для наблюдения за действиями НАТО. В состав боевых кораблей входят эсминец «Вице-адмирал Кулаков», четыре корвета, танкер «Кама» и фрегат «Адмирал Григорович». Также сообщается, что самолеты морской разведки Ту-142 выполняют полётные задания в регионе.
Что касается американцев, то помимо подготовки по линии НАТО Стратегическое командование США направило в Исландию в конце февраля 2023 года один из своих самолетов E-6B Mercury.
В просторечии известный как «самолет судного дня», он предназначен для использования в качестве командно-административного центра ВМС США, обеспечивая безопасную связь с его стратегическими атомными подводными лодками. В экстренной ситуации самолет может использоваться как «командный пункт президента, который может санкционировать пуск ядерного оружия. Самолет трудно обнаружить на радарах, и он обладает значительной выносливостью, поэтому его вылет вперед был четким сигналом для Кремля».
Как сообщается, аналогичный сигнал был отправлен в начале марта, когда ВВС США направили стратегический бомбардировщик B-52H для патрулирования Финского залива. Будучи способным нести ядерное оружие, он приблизился на 200 километров к Санкт-Петербургу, где повернул на юг через три прибалтийские республики.
Таким образом, это новое американо-российское соперничество в Арктике бросило вызов хорошо известному понятию, которое всегда подчеркивали другие арктические страны, в частности Норвегия, — «Крайний Север, низкая напряженность». Сейчас это кажется «Крайний север, высокое напряжение».
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Читайте также: Ключевые союзники США движутся в сторону России и Китая