Этот мой текст вышел ровно год назад на канале БиС. Пришло время опубликовать его здесь, на моём авторском дзен-канале.
В предыдущих частях:
В 1984-м году Роберт Фрипп, распуская очередную итерацию King Crimson, планировал опять заняться духовным самосовершенствованием, пройдя очередной курс в Американском Обществе Непрерывного Образования (АОНО) в Клеймонт-Корте в Западной Вирджинии, основанной незадолго до своей смерти духовным наставником Фриппа Джоном Беннеттом. Впрочем, Фрипп не терял связей со школой, занимаясь своими музыкальными делами. Более того он состоял всё это время в совете директоров организации. После прохождения запланированного трёхмесячного курса духовного развития, Фриппа выбрали президентом АОНО, сделав также предложение провести несколько семинаров по музыке. АОНО, кроме основной своей деятельности — образования по программе Гурджиева–Успенского–Беннетта, устраивала разнообразные образовательные семинары, которые вели как постоянные обитатели, так и лекторы со стороны.
Пусть не сразу, но Роберт согласился. Первый семинар Гитар-Крафта состоялся в марте 1985-го в Клеймонте в поместье АОНО. Изначально планировалось устроить три пятидневных семинара, но из-за неожиданно большого спроса количество семинаров увеличили до восьми, пока, в какой-то момент, Фрипп не решил сделать Гитар-Крафт непрерывной многоуровневой школой.
Guitar Craft
Занятия представляли собой погружение ученика в новое музыкальное пространство, основанное на стрессовом состоянии учеников, начиная с перестройки инструмента на авторский новый гитарный строй Роберта Фриппа и заканчивая специальными изотерическими занятиями по методике Гурджиева.
Кому интересна "новая стандартная настройка" Фриппа, можете перестроить свой инструмент проделав следующее:
«шестая струна — «до», на терцию ниже старой «ми»; пятая струна — «соль», секундой ниже старой «ля»; четвёртая струна — «ре», то же, что раньше; третья струна — «ля», секундой выше старой «соль»; вторая струна — «ми», то же самое, что старая первая; первая струна — «соль», на терцию выше старой «ми». Другими словами, полные квинты вверх от «до» до «соль». Осторожно, первые струны могут порваться от перетяжки! Так частенько происходило и на занятиях Гитар-Крафта. Фрипп объяснял такие случаи неготовностью инструмента. Впрочем, со временем, Гитар-Крафт обзавёлся своей маркой струн, которые более подходили новому строю.
Основой репертуара семинаров стала музыка рок-гамелана Роберта Фриппа, прекрасно масштабируемая под большие составы. По сути, в музыкальном плане, продолжилась музыкальная эволюция идей, начатых предыдущим составом King Crimson.
Со временем устоялась многоуровневая система образования в Гитар-Крафте. На первый уровень принимались все желающие. Ученики проходили пятидневный интенсивный курс, включающий самые основные приёмы требования к игре на инструменте: релаксации, осанке, методах правой и левой руки. На второй уровень попадали отобранные студенты первого уровня, кто пожелал продолжить обучение.
Студенты второго уровня серьёзно занимались разучиванием репертуара Гитар-Крафта, пьес, специально написанных Робертом и его учениками для больших составных гитарных ансамблей — Guitar Craft Themes.
Третий уровень продолжался, обычно, значительно дольше — около месяца. В программу третьего курса входили практики Китчен-Крафта и Хауз-Крафта — по большому счёту готовка и уборка. Здесь ученики масштабировали полученные навыки работы с музыкой на повседневные занятия.
Четвёртый уровень предполагает целый год музыкальной жизни.
На пятом уровне «ученик становится подмастерьем»
Шестой и седьмой уровни посвящены духовному совершенствованию.
Седьмой уровень обещает появление собственного голоса музыканта.
Небольшой сюжет о гитарной школе Фриппа:
Не знаю как вам, но не погружаясь глубоко, мне школа напоминает прокрустово ложе из древнегреческой мифологии или создание своих клонов Мистером Смиттом в Матрице. Да у всего этого действа есть определённый художественный эффект, но не думаю, что данное обучение сильно помогает раскрывать индивидуальность студентов.
С учениками высших уровней Фрипп ездил на гастроли и выпускал пластинки. Первая запись, выпущенная в 1986-м — это компиляция концертных номеров учеников 9-го семинара Гитар-Крафта — The League of Crafty Guitarists Live.
1. Guitar Craft Theme I: Invocation - 5:18
2. Tight Muscle Party At Love Beach - 1:22
3. The Chords That Bind - 1:43
4. Guitar Craft Theme III: Eye Of The Needle - 2:20
5. All Or Nothing II - 3:59
6. Guitar Craft Theme II: Aspiration - 3:58
7. All Or Nothing I - 4:44
8. Circulation - 3:54
9. A Fearful Symmetry - 3:21
10. The New World - 9:55
11. Crafty March - 3:15
Robert Fripp - Composer, Guitar, Producer
Andrew Essex - Composer, Guitar
Terry Blankenship - Guitar
Roy Capellaro - Guitar
Jon Diaz - Guitar
John Durzo - Guitar
Tony Geballe - Guitar
Claude Gillet - Guitar
Curt Golden - Guitar
Mike Gorman - Guitar
Trey Gunn - Guitar
Bryan Helm - Guitar
James Hines III - Guitar
Danny Howes - Guitar
David Mazza - Guitar
John Miley - Guitar
John Novak - Guitar
Mark Tomacci - Guitar
Эта пластинка была выпущена в паре с ещё одной работой Фриппа, где отметились те же крафтисты. Это совместный альбом Роберта и его жены Тойи Уилкокс — The Lady Of The Tiger.
Тойа читает аллегорические рассказы Р. Стоктона под аккомпанемент фриппертроники на первой стороне:
и Гитар-Крафта на второй:
Кроме, альбома Get Grafty I, никогда не издаваемой на пластинках и распространяемой по почте через службу Гитар-Крафта можно отметить альбом Show Of Hands, выпущенный школой Фриппа в 1991-м году. Весь плейлист целиком.
1. Listen - 0:47
2. Eye Of The Needle - 2:57
3. Askesis - 2:07
4. Bicycling To Afghanistan - 3:00
5. Here Comes My Sweetie - 0:47
6. An Easy Way - 2:16
7. Scaling The Whales - 2:36
8. The Moving Force - 1:50
9. Connecticut Yankee In The Court Of King Arthur - 2:27
10. This Yes - 2:08
11. Are You Abel? (Ready And Able To Rock 'N' Roll) - 1:15
12. Spasm For Juanita - 2:14
13. Hard Times - 2:40
14. Burning Siesta - 1:22
15. Empty Magazine - 1:50
16. Circulation - 2:24
17. Chiara - 1:09
18. Asturias - 3:19
19. Ease God's Sorrow - 1:49
Robert Fripp - Producer, Guitar
Bert Lams, Curt Golden, David Pittaway, Guido Ernst, Hernán Núñez, Hideyo Moriya, Nigel Gavin, Paul Richards, Pietro Russino, Ralph Gorga, Steve Ball, Steve Jolemore, Tobin Buttram, Tony Geballe, Trey Gunn, Victor McSurely - Guitar
Patricia Leavitt - Vocals
Помню, когда он попался мне в середине 90-х, звучание ансамбля мне сильно напоминало звук примитивных электронных синтезаторов того времени. Я не мог сложить в голове, зачем использовать звучание целого ансамбля акустических гитар таким примитивным образом? До сих пор, уже погрузившись в контекст, не могу заставить себя слушать такую бесхарактерную и выхолощенную музыку продолжительное время. Пишите в комментариях — как вам.
Намного интереснее звучит концертное исполнение, записанное в том же году, но вышедшее на пластинке только в 1995-м: Intergalactic Boogie Express: Live in Europe 1991
1. A Connecticut Yankee In The Court Of King Arthur - 2:30
2. Rhythm Of The Universes - 4:05
3. Larks' Thrak - 2:37
3. Circulation I - 1:17
4. Intergalactic Boogie Express - 2:25
5. G Force - 3:03
6. Eye Of The Needle - 3:02
7. Corrente - 1:36
8. Driving Force - 3:27
9. Groove Penetration - 2:03
10. Flying Home - 2:06
11. Circulation II - 2:40
12. Fireplace - 3:37
13. Fragments Of Skylab - 3:07
14. Asturias - 3:14
15. Prelude Circulation - 2:03
16. Cheeseballs - 1:07
17. Prelude In C Minor - 1:38
18. Wabash Cannonball - 2:21
19. (Non-performance) - 3:00
20. Askesis - 2:10
Bert Lams, Curt Golden, David Pittaway, Guido Ernst, Hideyo Moriya, Nigel Gavin, Paul Richards, Robert Fripp, Steve Ball, Tobin Buttram - Acoustic Guitar
На основе Гитар-Крафта, кроме основных ученических коллективов, будет собрано несколько концертирующих групп, таких как New York Chapter и Potomac Working Group или California Guitar Trio которые вообще концертировали в отрыве от Фриппа.
Вот дебютный альбом Yamanashi Blues выпускников Гитар-Крафта California Guitar Trio:
Bert Lams - Acoustic Guitar
Hideyo Moriya - Acoustic Guitar
Paul Richards - Acoustic Guitar
Robert Fripp - Executive Producer
В 1994-м году у Роберта Фриппа случится совместный проект с этим гитарным трио и ещё одним крафтистом Треем Ганном, играющем на чапмен-стике. Роберт в это время снова переключится на электрогитару, что добавит красок в палитру. Проект получит название Robert Fripp String Quintet.
В том же году они выпустят альбом The Bridge Between
1. Kan-non Power - 3:42
2. Yamanashi Blues - 2:36
3. Hope - 5:29
4. Chromatic Fantasy - 1:37
5. Contrapunctus - 2:16
6. Bicycling To Afghanistan - 3:18
7. Blue - 5:26
8. Blockhead - 3:17
9. Passacaglia - 6:52
10. Threnody For Souls In Torment - 12:45
Robert Fripp - Composer, Frippertronics, Guitar
Trey Gunn - Arranger, Composer, Stick, Vocals
Bert Lams - Arranger, Composer, Guitar (Acoustic)
Hideyo Moriya - Composer, Guitar (Acoustic)
Paul Richards - Composer, E-Bow, Guitar, Guitar (Acoustic)
John Sinks - Assistant Engineer, Composer, Coordination
Как и в случае с The League of Gentlemen в своё время этот экспериментальный состав создал музыкальный задел для грядущего воссоединения King Crimson.
Рассказывая о Guitar Craft нельзя не упомянуть в качестве одного из крафтистов и нашего соотечественника Андрея Сучилина.
Андрей, ещё до открытия железного занавеса был известен нашим соотечественникам как один из ярких музыкантов московской андеграундной рок-сцены. Его прог-рок группа До-мажор активно записывала в советское время магнит-альбомы, один из которых — Noema — позже даже был выпущен фирмой Мелодия на пластинке. У меня была копия на кассете, снятая с неё.
1. Направление Движения - 4:10
2. Хина Вишну - 7:27
3. Котик-Коток - 4:02
4. Шестоднев - 4:15
5. Шаги - 6:02
6. Зарин-Заман - 3:44
7. Блюз - 10:20
Андрей Сучилин - Guitar, Computer, Producer, Music By, Words By
Екатерина Ковалева - Vocals
Евгений Филипов - Guitar
Александр Соколов - Keyboards
Владимир Артамонов - Bass Guitar
Михаил Плотников - Drums, Percussion
Роберт и Тойа
В день своего 40-летия, 16-го мая 1986-го года Роберт, наконец, обрёл свою половинку — женился на актрисе и певице Тойе Уилклкс.
Сам Роберт не любитель рассказывать о своей личной жизни, но тот факт, что дожив до 40-ка лет он так и не обзавёлся постоянной ячейкой общества говорит о многом. Сейчас, спустя годы и наблюдая безумства Роберта и Тойи на их Ютюб-канале, можем смело констатировать: они нашли друг друга!
«Мы с Робертом познакомились во время совместной работы над благотворительным представлением. Мы разговаривали без умолку и в результате не спали неделю. Он сказал мне, что сразу понял, что я его жена; через неделю мы обручились, а через девять месяцев поженились.» — рассказывает свою историю Тойа. До встречи с Робертом за плечами у женщины была довольно успешная музыкальная карьера в панк-группе Toyah и приличный список фильмов, где она была занята в различных ролях.
В принципе, из-за их обоюдной знаменитости церемония свадьбы проходила под большим секретом и без пышных торжеств. «Я уверен, что если бы я мог вспомнить свое рождение, это был бы такой же ужас, как и день моей свадьбы. Я знал, что люблю ее, но не очень хорошо ее знал. И вот я посвящаю свою жизнь этому человеку. Когда мы впервые встретились, за нами повсюду следовала пресса. Так что свадьба должна была быть частным семейным событием. Это было в некоторой степени подорвано, потому что в Abbey House в Уитчэмптоне, Дорсет, напротив церкви, где мы венчались, в то же время проходил большой аукцион, поэтому было много национальной прессы. Местный фотограф увидел, что что-то происходит, и набросился. После венчания мы убежали из церкви.» — вспоминает Роберт.
Женитьба не могла не оказать влияния на музыкальную карьеру каждого: Роберт и Тойа должны были попробовать что-то сделать вместе. И если вышеупомянутая пластинка The Lady Of The Tiger — это была скорее проба пера, чем серьёзное предприятие, то создание совместного проекта Fripp Fripp, позже переименованного в Sunday All Over The World — это уже попытка сделать что-то ценное. Кстати, альбом Kneeling at the Shrine записанный этим "коллективом" в 1991-м году стоит того, чтобы быть в коллекции меломана:
1. Sunday All Over The World - 4:06
2. Blood Bruise Tattoo - 2:54
3. Kneeling At The Shrine - 5:00
4. Don't Take It Away - 2:30
5. Transient Joy - 4:18
6. Open Air - 3:36
7. Strange Girls - 3:12
8. If I Were A Man - 3:11
9. Answered With A Smile - 3:08
10. Storm Angel - 3:29
11. Freedom - 7:57
Toyah Willcox - Composer, Mixing, Vocals
Robert Fripp - Composer, Guitar, Mastering, Mixing
Trey Gunn - Engineer, Mixing, Stick, Vocals
Paul Beavis - Drums, Percussion
Роберт Фрипп и Дэвид Сильвиан
Кроме работы с Гитар-Крафтом, Фрипп в этот раз не собирался завязывать с музыкой. В его дискографии прослеживается достаточно регулярное участие в проектах других музыкантов. Наиболее заметна его работа над сольными альбомами фронтмена группы Japan — Дэвида Сильвиана: Alchemy: An Index of Possibilities 1985-го года.
David Sylvian - Composer, Concept, Electronic Drums, Engineer, Guitar, Keyboard Programming, Keyboards, Mixing, Producer, Programming, Synthesizer, Tapes
Ryuichi Sakamoto - Composer, Piano, Strings
Holger Czukay - Dictaphone, Radio
Robert Fripp - Frippertronics, Guitar
Kenny Wheeler - Flugelhorn
Jon Hassell - Composer, Trumpet
John Taylor - Piano
Masami Tsuchiya - Guitar
Percy Jones - Fretless Bass
Steve Jansen - Composer, Drums, Keyboards, Percussion
и Gone To Earth 1986-го:
David Sylvian - Atmosphere, Composer, Guitar, Instrumentation, Keyboards, Mixing Assistant, Producer, Radio, Remixing, Vocals
Bill Nelson - Composer, Guitar, Guitar (Acoustic), Guitar (Electric)
Robert Fripp - Composer, Frippertronics, Guitar, Guitar (Electric)
Richard Barbieri - Atmosphere
Harry Beckett - Flugelhorn
Kenny Wheeler - Flugelhorn
J.G. Bennett - Voices
Joseph Beuys - Voices
B.J. Cole - Pedal Steel
Mel Collins - Sax
Phil Palmer - Guitar (Acoustic)
Steve Nye - Mixing, Piano, Producer
John Taylor - Piano
Ian Maidman - Bass
Steve Jansen - Drums, Percussion, Sampled Bass
Сотрудничество с Сильвианом перерастёт в настоящий совместный концертный проект к началу 90-х. В 1991-м году музыканты начнут работать над совместным материалом. Фрипп, как и в случае со своим предыдущим опытом последних составов King Crimson предложит сначала обкатать сырой материал на концертах. В качестве концертной поддержки к ним присоединится выпускник Гитар-Крафта Трей Ганн. Он будет играть, в основном, на чапман-стике.
Примерно так они звучали тогда на концертах:
После концертного тура музыканты запишут в студии пластинку The First Day 1993-го года.
1. God's Monkey - 5:01
2. Jean The Birdman - 4:10
3. Firepower - 10:27
4. Brightness Falls - 6:06
5. 20th Century Dreaming (A Shaman's Song) - 11:53
6. Darshan (The Road To Graceland) - 17:18
7. Bringing Down The Light - 8:31
David Sylvian - Composer, Guitar, Keyboards, Mixing, Producer, Tapes, Vocals
Robert Fripp - Composer, Frippertronics, Guitar
Trey Gunn - Composer, Chapman Stick [Grand And Tenor Sticks], Vocals
David Bottrill - Composer, Engineer, Mixing, Producer, Programming, Sample Percussion, Treatments
Ingrid Chavez - Vocals
Marc Anderson - Percussion
Jerry Marotta - Drums, Percussion
После чего опять отправятся на гастроли, которые назывались "The Road to Graceland Tour". К трио Дэвида, Роберта и Трея присоединились Майкл Брук и Пэт Мастелотто.
Музыка совместного проекта окажется самодостаточной. Она в равной степени выделяется на фоне дискографии каждого музыканта и при этом сочетает в равной степени индивидуальности каждого. Здесь действительно трудно сказать, чей это больше альбом, Фриппа или Сильвиана. Музыкантам удалось найти уникальный баланс.
На финальных концертах "The Road to Graceland Tour" будут сделаны концертные записи, которые войдут на пластинку Damage в 1994-м.
1. Damage - 4:31
2. God's Monkey - 6:42
3. Brightness Falls - 6:29
4. Every Colour You Are - 5:40
5. Firepower - 7:02
6. Gone To Earth - 2:28
7. 20th Century Dreaming (A Shaman's Song) - 8:03
8. Wave - 6:11
9. Riverman - 5:01
10. Darshan (The Road To Graceland) - 10:47
11. Blinding Light Of Heaven - 4:15
12. The First Day - 4:44
David Sylvian - Composer, Engineer, Guitar, Keyboards, Mixing, Producer, Vocals
Robert Fripp - Composer, Frippertronics, Guitar
Michael Brook - Guitar (Electric)
Trey Gunn - Chapman Stick, Composer, Vocals
Pat Mastelotto - Drums
Последней совместной работой Сильвиана и Фриппа стала инсталляция «Искупление — приближающаяся тишина». Выставка проходила в Центре искусства и окружающей среды P3 в Синдзюку, Токио, с 30 августа по 18 сентября 1994 года. Музыкальное сопровождение было написано Сильвианом, а текст написан и прочитан Фриппом.
Soundscapes
В 1994-м году, Фрипп возобновит выпуск сольных пластинок используя обновлённую технологию фриппертроники. Теперь место аналоговых петель займут цифровые девайсы. Музыка тоже претерпит благодаря этому заметные изменения. В 1994-м выйдет первая пластинка саундскейпов 1999 Soundscapes: Live in Argentina
1. 1999 - 16:08
2. 2000 - 16:02
3. 2001 - 12:51
4. Interlude - 3:59
5. 2002 - 8:29
В течении нескольких лет выйдет ещё ряд подобных работ:
A Blessing of Tears: 1995 Soundscapes, Vol. 2
That Which Passes: 1995 Soundscapes, Vol. 3
November Suite: 1996 Soundscapes - Live at Green Park Station
The Gates Of Paradise — 1997-го года
Все эти опыты творчески и морально подготовили Роберта снова погрузиться с головой в бурную музыкальную деятельность с новым составом King Crimson. Об этом в продолжении.
Хотите ещё?
Биография Роберта Уайатта:
Биографии джазовых музыкантов:
Попытка объять развитие джаза 70-х в США:
Если понравилось, не забудьте подписаться!