В 1934-м в пойме Оки стартовали масштабные исследования, по итогу которых Госплан СССР одобрил проект транспортно-энергетической реконструкции реки, предполагавший строительство плотинных гидроэлектростанций и, соответственно, устройство регулирующих водохранилищ.
Одним из таких объектов должна была стать Калужская ГЭС с тремя агрегатами суммарной мощностью 150 МВт. Плотина протяженностью свыше 1,5 км, согласно документации, достигала бы в высоту 30 м. Размещение энергоблоков предусматривалось в бетонной ее части, на которую приходилось бы 310 м. Объект планировалось возвести близ современного микрорайона Анненки, там, где в составе Южного обхода Калуги в 2018-м построили автодорожный мост.
Калужское море и новые водные маршруты
При создании искусственного водоема емкостью 8 куб. км под воду уходило бы порядка 100 тыс. Га, включая почти 6,5 тыс. домов и дворовых участков. В длину «море» разливалось бы на десятки километров, в ширину — примерно на 4,5 км. Благодаря его появлению, как отмечалось, значительно бы улучшилось судоходство по реке. К тому же намечалось создание новых водных маршрутов Ока – Жиздра – соединительный канал – Десна – Днепр и Ока – Проня – Ранова – Хупта – соединительный канал – Ряса – Воронеж – Дон.
Подготовительные мероприятия на участке начались в 1937-м с создания сопутствующей инфраструктуры, включая строительство автодороги; проводили изыскания, бурили шурфы. Через два года Москва окончательно утвердила проект, завершить который намеревались до конца 1942-го, хотя, как подчеркивалось в то время, при благоприятных условиях ГЭС удастся запустить раньше намеченного срока. Однако в конце июня 1941-го из-за начавшейся войны работы пришлось остановить.
Проект поставлен под сомнение
Вопрос о возобновлении строительства гидроэнергетического объекта подняли в 1946-м. Инициаторы кампании обращали внимание на необходимость поднятия уровня воды в Оке, что позволило бы создать кольцевую водную магистраль, соединяющую Нижний Новгород (тогда — Горький), Рыбинск и Москву, и разгрузить канал Москва – Волга. А также и на других направлениях создать удобные водные маршруты, в том числе Калуга – Тула.
Важным аргументом за ГЭС называли дешевую электроэнергию, которую давала бы станция, благодаря чему удалось бы минимизировать воздействия на окружающую среду угольных ТЭС — калужский объект позволил бы отказаться от сжигания свыше 800 тыс. тонн ископаемого топлива в год.
Тем не менее были у проекта и свои критики, причем голоса против звучали еще в 1930-х. Обращалось внимание, что под воду уйдет слишком большая площадь сельхозугодий, тысячи домов, а также часть Московской железной дороги, включая станцию Калуга – Сергиев Скит, расположенной на западной окраине областной столицы — стальную магистраль пришлось бы переносить. Отмечалось и возможное негативное воздействие на экологию в зоне затопления.
Проект остается на бумаге
Как бы то ни было, но намеченное на 1949 год строительство так и не началось. Проект решили отменить и больше к нему не возвращались. Как замечают некоторые современные исследователи, если бы задумка о реконструкции Оки была реализована (пусть и частично), то удалось бы избежать ряда проблем, включая наводнения, а также концентрацию в воде вредных антропогенных и естественных веществ.
Калужская ГЭС была не единственной и далеко не самой крупной гидроэлектростанцией в СССР, строительство которой так и не было завершено. В этой связи можно вспомнить о проекте сооружения на Нижней Тунгуске электростанции мощностью 12 ГВт.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
- Беляков А. А., Беркович К. М. Река Ока: Проблемы и перспективы реконструкции // Эрозионные и русловые процессы. — М., 2005. — Вып. 4. — С. 251-273
- Калужская ГЭС! Сомнительный прогресс? // Калужская неделя. — Калуга, 2013. — №10. — С. 24-25