Метод иллюстрации.
К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер.
У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность.
Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.
Метод иллюстраций, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Стихотворение Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…»
Учим стихи в движении.
Родители выразительно читают весь текст, а затем предлагают его разыграть, изобразить в движении. показывают, какие движения ребенок будет изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или детям). Дети вместе с родителями произносят слова и выполняют движения.
Или можно по-другому, предлагают ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом.
Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
Мнемотехника (наглядное моделирование).
Мнемотехника — система различных специальных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций и воспроизведения информации.
Один из приемов мнемотехники - построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.
При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», придумывается какое-нибудь его символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.
С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему , а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки.
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог или родитель выразительно читает стихотворение.
2. Сообщаете, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Задаете вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Выясняете, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Читаете отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно, сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации.
Если сравнить для средних детей мы используем цветные или чѐрно- белые картинки, а для старших детей - это изображения, составленные из геометрических фигур, знаков, условных обозначений. Вот, например, следующее пособие – «Мнемокнижка». Их принцип тот же самый: опираясь на мнемоквадраты, ребёнок рассказывает знакомые стихи. Книжки также можно изготовить для младших и для старших детей.
В подготовительной группе можно предложить ребятам изготовить такие книжки самостоятельно: дети сами пусть схематично зарисуют то или иное четверостишие в квадратах, вырежут их и наклеят на каждую страничку. Можно детям предложить одно стихотворение, а они уж сами каждый по своему усмотрению зарисует. Но с данным заданием могут справиться те дети, которые знакомы с мнемотехникой.
Учим стихи построчно.
Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.
Театральный».
Особенно быстро помогают запомнить текст различные виды «театров» с их атрибутикой.
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение
Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.
Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.
Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стиха, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.
Перед занятием по заучиванию стихотворения нужно провести предварительную работу. Она предполагает знакомство детей с предметами, явлениями, соответствующими содержанию художественного произведения Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя следующие структурные компоненты:
- подготовка детей к восприятию стихотворения;
- выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза); или родителями
- беседа по содержанию стихотворения;
- повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз); или родителями
- чтение стихотворения детьми.(если ребёнок уже умеет читать)
Рекомендации для родителей по нестандартным подходам к заучиванию стихотворений для детей дошкольного возраста
Предлагаем поэтапное заучивание стихотворения:
- Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, прочтите его с выражением. Если родитель выучит его наизусть – будет просто замечательно.
- Затем обязательно объясните ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения.
- После этого прочитайте стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты.
- После повторного прочтения расскажите ребенку об авторе этого произведения, а также о том, как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление.
- Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и ответьте на все его вопросы.
- Затем прочтите стихотворение еще раз.
- Теперь вместе с ребенком нарисуйте схематичные картинки к каждой или почти к каждой строке стихотворения.
- А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения, используя подсказки – схемы. Предупредите ребенка, что это произведение вы будете учить наизусть, мотивируйте его на заучивание.
- Когда стихотворение будет выучено, предложите ребенку сделать книгу стихов. Время от времени можно рассматривать созданную книгу, воссоздавать выученные ранее тексты. Это интересное занятие дает ребенку возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж и тренировать память.