Найти тему
Советское Кино и не только

"Бешеные деньги": увы, Островский актуален во все времена...

Вот ты, допустим, тяжело и долго зарабатывал свои деньги в каком-то медвежьем углу. Привык считать их, потом политые, зазря не тратишься.
А потом приехал по делам в столицу - и пропал.

Влюбился по уши как мальчишка в такую красотку, что просто отродясь этаких не встречал.

Правда, воспитание твоё самое бурсацкое, и манерам не обучен, иной раз и вовсе будто медведь буреломный себя ведёшь - ни представиться честь по чести, ни понтоваться не умеешь...

Лидия (Людмила Нильская) и Васильков (Александр Михайлов), кадр из фильма "Бешеные деньги" (1981)
Лидия (Людмила Нильская) и Васильков (Александр Михайлов), кадр из фильма "Бешеные деньги" (1981)

Ну, потусовался среди местных состоятельных господ, намекнул, что и сам не беден, - а они вдруг так и закружились вокруг тебя, и даже представили самой Лидии Чебоксаровой (Людмила Нильская), той самой красавице писаной, и ее маменьке.

И что удивительно - маменька-то (Елена Соловей) вроде госпожа неприступная, а ласково на тебя глядит и даже в гости приглашает заезжать запросто, когда вздумается. Надо же, как оценила тебя столичная элита.

Тебе бы призадуматься - с чего вдруг этакое почтение, с какой радости? Едва знакомы, и вдруг прямо соловьями поют и речи сладкие произносят...

Но голова твоя кружится от любви, и ты даже готов сообщать каждому встречному и поперечному, что влюблен и готов жениться на Лидии хоть завтра. А новые твои приятели-то все вроде как волочатся за Лидочкой, однако жениться никто не спешит.

И неведомо тебе пока, что Чебоксаровы-то бедны, будто церковные мыши. Глава семьи у них не то что благосостояние семьи наращивать не способен, а даже напротив - того, что имеется, удержать не в силах.

Мамаша там переживает и мечется, не зная, как выкрутиться, чтобы удержаться на достойном уровне, а дочка только фыркает и заявляет, что знать ничего не хочет и расстраивать себя грустными речами не позволит никому, хоть даже и маменьке.

Ну и ты являешься к ним с визитом, а там мамаша вокруг тебя водит хороводы и сообщает, что больше всего на свете мечтает выдать за тебя свою строптивую дочь. Ты, изучающий экономические законы, пытаешься увлечь теориями наращивания капитала возлюбленную свою Лидочку, а она отмахивается и просит не грузить ее всякими заумностями.

И не знаешь ты, что после твоего ухода Лидочка твоя оказывается в объятиях одного из её ухажёров. Ей кажется, что стоит позволить ему поцеловаться себя, так он сразу от любви-то и обалдеет, и сразу сделает предложение, и осыплет деньгами, и жизнь вновь станет весёлой и беззаботной. Увы - кавалер-то целоваться-миловаться не против, но при чем тут женитьба?

Дочь и мать Чебоксаровы (Людмила Нильская и Елена Соловей), кадр из фильма "Бешеные деньги" (1981)
Дочь и мать Чебоксаровы (Людмила Нильская и Елена Соловей), кадр из фильма "Бешеные деньги" (1981)

Ну а ты просто даришь красотке дорогую брошь и готово дело - загремела-засверкала ваша свадьба.

А потом для тебя наступили суровые трудовые будни - счеты да подсчеты, да деловые бумаги. И пока жена твоя молодая тратит твои деньги на наряды да балы, ты денно и нощно работаешь. И объявляешь тёще, что нет у тебя пока никаких миллионов.

И приисков золотых нет и отродясь не было. Тёще-то твоей дочкины кавалеры напели всяких басен о твоих несметных богатствах - просто так, назло тебе, неотёсанной деревенщине. А она и поверила, и дочка тоже, конечно. Теперь же тёща, ужасно расстроенная неприятным открытием, ищет для тебя доходное место...

У жены-то, у Лидии, куча счетов из дорогих магазинов, а как заставить мужа заплатить по ним - да запросто, всего лишь "оказать немного больше ласки", как учит маменька.

Увы - счетов так много и прибывают они ежедневно с такой скоростью, что ты медленно сатанеешь, и даже лживые слёзы любимой жены не в силах заставить тебя смириться с требованием тёщи искать себе "правильную" работу - то есть такую, где можно быстро разбогатеть на взятках.

Ну и делают из тебя болвана самого расписного - маменька с дочечкой любезничают с кавалерами, готовые отдаваться им за деньги, чтобы покрыть огромные долги. Ты перевозишь жену в маленький домик из-за невозможности жить в тещиных хоромах, но она и там умудряется миловаться с престарелым "князенькой", готовым волочиться как за дочкой, так и за матушкой, обещая осыпать их золотом.

Ты готов то биться на дуэли с соперниками, то убить жену, то себя застрелить - но стоит ли оно того? И наконец вокруг мамы с дочкой начинается уж вовсе пошлый канкан - кружатся мужчинки как, пардон, во время "собачьей свадьбы".

Телятев (Юрий Яковлев) и Глумов (Вадим Спиридонов), кадр из фильма "Бешеные деньги" (1981)
Телятев (Юрий Яковлев) и Глумов (Вадим Спиридонов), кадр из фильма "Бешеные деньги" (1981)

В фильме, конечно, нет постельных сцен, но мы понимаем, что и во времена Островского вряд ли платили лишь за поцелуи в щечку. Мама с дочкой выглядят как "ночные бабочки", право слово. А тут ещё и пристава являются имущество описывать.

Ну а потом ты являешься к этим трясущимся собачонкам и предлагаешь супруге своей поступить к тебе в экономки)))

И она, убедившись в несостоятельности всех своих кавалеров, соглашается - жить-то надо.

История совершенно фантастическая - ибо и раньше, и теперь ушлые красотки легко находят спасение в сложных ситуациях, продавая свои ласки платёжеспособным господам.

А в экономки идут вышедшие в тираж и красотой не блещущие, зато умеющие вести хозяйство. Как бы у мужа своего нахозяйничала Лидочка, даже представить невозможно - с её-то мозгами.

Вот оказать интимные ласки богатому купцу из приятелей мужа она поспешит непременно - вдруг на содержание возьмёт.

Ничего не меняется в этом мире...

Автор Елена Д.

Режиссёр фильма "Бешеные деньги" (1981) Евгений Матвеев. Экранизация одноименной пьесы Островского.

В фильме снимались Людмила Нильская (Лидия Чебоксарова), Александр Михайлов (Васильков), Елена Соловей (Чебоксарова-старшая), Юрий Яковлев (Телятев), Павел Кадочников (Кучумов), Вадим Спиридонов (Глумов), Леонид Куравлёв (Василий), Александр Пятков (Андрей), Татьяна Новицкая (горничная).

Еще об экранизациях Островского на нашем канале

"Бесприданница" Протазанова vs "Жестокий романс" Рязанова
Советское Кино и не только11 сентября 2020
"Лес" (1980) - отличная экранизация Островского для любителей классики
Советское Кино и не только26 апреля 2022
Как бороться за любовь
Советское Кино и не только6 августа 2022
Кино и музыка: невыносимая боль Беллы Ахмадуллиной стала одним из лучших русских романсов
Советское Кино и не только9 апреля 2023
Одна из последних советских классических экранизаций Островского: Смоктуновский, Табаков, Гундарева, Яковлева и другие...
Советское Кино и не только25 апреля 2023