Многие из тех, кто рассказывает о Якиманке, часто говорят, что на этой улице существовало несколько храмов, из которых до наших дней дожил лишь один, имея в виду церковь Иоанна Воина (или Войнственника), о которой я писал вчера.
Но по какой-то причине забывают, что церковь Николая Чудотворца в Голутвине, спрятавшаяся позади пафосного Президент-Отеля, также когда-то принадлежала Якиманке.
А вот о храме Преподобного Марона Пустынника, стоящем непосредственно на Якиманке, многие, кажется, и вовсе не подозревают. Храм этот в стародавние времена располагался на просторном, открытом месте, теперь же он скромно ютится во втором ряду от красной линии улицы. Он невелик по размеру и приземист, но от него веет исконным русским стилем с некоторым налетом эклектики.
Это одна из тех маленьких приходских церквей, которые неуловимо привлекают к себе.
И если мы подойдем к ней и обратим внимание на расположенную у входа табличку, нас ждет удивительное открытие. Оказывается, второе название этого храма…
…Церковь Благовещения в Старых Панех
Именно так на табличке и написано. И это притом, что отсюда до храма Космы и Дамиана в Старых Панех, о котором мы читали буквально несколько дней назад, чуть больше четырех километров.
Неужели та слобода, в которой селились польские официальные лица и важные купцы, столь велика? Я и собственным глазам-то в первую минуту не поверил, куда уж тут поверить в такую громадную слободу.
Конечно, я обратился с этим вопросом к сотрудницам храма – к тем самым бабулечкам, о которых с улыбкой рассказывал в недавнем маленьком посте.
Как оказалось, в Москве действительно существует как минимум два совершенно независимых друг от друга места под названием «Старые Паны». Правда здесь, на Якиманке, разместились не официальные послы, а те поляки и литовцы, что были взяты в плен в конце Смутных времен. Видимо, Россия уже тогда славилась милосердием к своим давним врагам, а те только и мечтали хоть так, хоть иначе – лишь бы занять московские земли.
Им и была выделена под проживание эта земля, названная Панской или Иноземной слободой, а простым народом нареченная Старыми Панами.
Вот такие курьезы истории и топонимики.
Сама же эта местность известна и вовсе с древних времен. Еще в конце четырнадцатого века, во дни правления Дмитрия Донского, здесь появилась…
…Крепость под названием «Бабий городок»
И, как водится в Москве, у происхождения этого удивительного названия есть две версии.
По легенде, когда в августе 1382 года на Москву напал хан Тохтамыш, несколько сотен женщин хотели укрыться в Кремле. Но Кремль уже и так был переполнен, и места внутри его стен для несчастных не нашлось. Тогда они (ох уж эти прославленные русские женщины!) самолично срубили за Москвой-рекой небольшое укрепление, которое сами же и удерживали несколько суток.
Впрочем, некоторые варианты преданий говорят, что враг их попросту не заметил и обошел стороной. Кремль Тохтамыш как раз захватил и разграбил, погубив почти всех, кто там находился. А женщины, которым в нем не хватило места – спаслись.
Но ученые приводят другое объяснение этому наименованию. По их версии речь шла о том, что низкий, постоянно затопляемый Замосквореченский берег укрепляли особыми сваями, которые заколачивали глубоко в землю с помощью тяжеленных кувалд, которые назывались «бабами».
Сейчас же в память о тех временах осталось лишь название Бабьегородского переулка.
И вот как раз здесь после победы над интервентами, при первом царе из рода Романовых – Михаиле Федоровиче – стали селить пленных поляков. Те волей-неволей подчинялись русским законам и некоторые даже приняли православие. Для них в 1640 году или около того и была выстроена…
…Деревянная приходская церковь в честь Благовещения
Но что взять с недавних интервентов, пожелавших остаться на непокоренной земле пусть в статусе побежденного, но с правом получить хотя бы крошечный ее кусок, обзавестись семьей и делом? Приход был невелик и беден, и по указу патриарха Иоакима с 1682 года с этой церкви «за скудость и скорбь ее» даже перестали требовать положенный налог. Да и здание постепенно ветшало, а прихожане не имели возможности его ремонтировать.
Но даже несмотря на крайнюю скудость прихода, в 1727 году в храме появился еще один придел – в честь того самого преподобного Марона Сирийского, который и дал ему современное наименование. А еще чуть позднее, в 1730-м, его настоятель подал прошение императрице Анне Иоанновне о строительстве нового каменного храма. Ведь никуда не годится, что даже церковная крыша настолько гнила и худа, что во время дождя вода льется на престол и на головы молящихся.
Анна Иоанновна пошла навстречу сему прошению, и вскоре был выстроен…
…Новый каменный храм с колокольней
Он встал чуть южнее места, где располагался старый, выполнен был в тогдашней традиции – кораблем, и имел два престола: центральный Благовещенский (7 фото)
и Мароновский – в теплом южном приделе (4 фото).
Вскоре сложилась традиция и весь храм именовать по приделу святого Марона, ради которого со всей Москвы и окрестных поселений начали стекаться многочисленные паломники.
Собственный же приход храма насчитывал тогда всего лишь десяток дворов.
Как мы понимаем, отсюда рукой подать до церкви Иоанна Воина, посему неудивительно, что и Маронский храм в 1812 году разделил её участь. Он был ограблен и осквернен, но в пожаре тоже не сгорел. И, как заметила вчера одна из моих дорогих подписчиц, оба эти храма теперь стоят напротив французского посольства и служат ему немым упреком за мародерство и жестокость.
После Отечественной войны храм оказался почти заброшен. Его кое-как восстановили, заново освятив Мароновский придел, но службы в нем проходили редко, и около пяти лет большую часть времени церковь стояла запертой. Ее даже решено было лишить самостоятельности и приписать к соседней церкви Николая Чудотворца в Голутвине.
Но все изменилось в 1818 году, когда в Замоскворечье поселилось семейство каширских купцов Лепешкиных. Лонгин Кузьмич – основатель династии – да и последующие несколько поколений Лепешкиных были известными храмосоздателями и благотворителями, много сделавшими для города. К слову, храм Живоначальной Троицы в Вишняках появился благодаря Семену Лонгиновичу Лепешкину, текстильному королю, лично знакомому и состоявшему в переписке с митрополитом Филаретом и старцем Зосимой – основателем женской Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни. А внук Семена Лонгиновича – Семен Васильевич Лепешкин причастен к строительству гостиницы «Националь».
Они-то, по сути, и возродили Мароновский храм, сделавшись его прихожанами. Более того, Лепешкины являлись его потомственными старостами. Благодаря Василию Лонгиновичу в храме появился еще один придел – в честь рождества Иоанна Крестителя (4 фото),
а сама церковь была перестроена в стиле ампир.
Позднее, когда старостой сделался Николай Васильевич Лепешкин, храм оформили в русском стиле (7 фото).
Считается, что именно тогда, незадолго до революции, была выстроена новая колокольня, которая получила уникальный подбор колоколов и считалась лучшей в Москве (3 фото).
А звонарем на ней служил знаменитый Константин Сараджев, послушать которого приходили многие московские музыканты.
Служения в храме продолжались...
...Вплоть до 1931 года
Потом его закрыли и даже приговорили к сносу, как малоценный. Но храм все же уцелел, хоть и был изуродован до неузнаваемости. В нем открыли автомастерскую и гараж. В стене его пробили въездные ворота для машин.
К 1992 году бывший храм оказался почти наполовину разрушен, но его останки все равно было решено вернуть Церкви. Не представляю, каких трудов стоило придать тем по сути руинам облик, который храм имел в начале двадцатого века, но это было сделано (5 фото).
Храм снова начал служить домом молитвы.
Восстановили даже уникальные настенные росписи (12 фото).
Кстати, помимо всего перечисленного мною, этот храм известен тем, что в 1885 году в нем была открыта...
...Первая в России церковно-приходская школа
Идею их создания подал обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, а император Александр Третий в 1884 году предложение одобрил и подписал соответствующий указ.
Конечно, само по себе явление было не новым, церковь в России всегда являлась источником образования, взять хотя бы решение Стоглавого Собора 1551 года о том, чтобы «местное духовенство избирало священников и диаконов, способных обучать грамоте, и в их домах открывало училища, куда бы отдавали детей и учили бы их страху Божию».
Да и Славяно-греко-латинская академия приходит на память. Теперь же, благодаря этому решению, не только клир, но и выходцы из простого народа и неимущие обретали возможность получить начальное образование.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!