Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Церковь, что построил Петр Первый, и как французы не смогли ее ограбить

Оглавление

Тем временем, ненадолго коснувшись рассказа о своей работе в Казанском цирке, я возвращаюсь к прогулке по улице Якиманке. Впереди нас ждут два храма, что украшают эту улицу с давних времен, и одна часовня, которая построена совсем недавно на месте разрушенной старинной церкви. Возможно, чуть позже я напишу и о некоторых гражданских, светских постройках этой замечательной улицы.

Верхушку храма Иоанна Воина на Якиманке я заприметил еще в середине апреля, гуляя от Парка Горького. Трудно было не обратить внимание на живописную стрелу восьмигранного барабана в стиле барокко и с росписью в шахмат, устремленную к небу поверх прочей застройки и тогда еще только начинавшей появляться весенней зелени.

Храм этот был выстроен в 1709-1717 годах архитектором Иваном Петровичем Зарудным. А вот история его гораздо старше и чрезвычайно удивительна и богата. Начать стоит хотя бы с того…

…Кто такой воин Иоанн, в честь которого названа церковь?

Речь идет об одном из римских военачальников четвертого столетия, служившем во времена правления императора Флавия Клавдия Юлиана, который, в отличие от своего дядьки Константина Великого, принявшего христианство и много сил положившего на его распространение, оказался человеком совсем иного духа. Он отказался от христианства и смыслом своей жизни поставил заново распространить язычество по всей империи. Для чего решил превратить в капища те места, где только что собирались для молитвы и проповеди римские христиане. Ведь сами-то языческие храмы к тому времени были в основном разрушены Константином.

За это, кстати, он и стал называться Юлианом Отступником.

Иоанн же был убежденным христианином, хотя и тайным. Когда по всем подвластным Риму землям в очередной раз вспыхнула волна гонений, по большей части спровоцированная пожаром в сирийском храме Аполлона и Артемиды, в поджоге которого обвинили христиан, Иоанн внешне изображал рвение, однако в действительности втайне помогал многим преследуемым, спасая их от тюрьмы и пыток.

-2

Но вскоре его же собственные солдаты-подчиненные донесли на богобоязненного командира, и Иоанна заключили под стражу, регулярно избивая и мучая голодом и жаждой. Узника должны были этапировать на личный суд императора, правда, вскоре Юлиан Отступник погиб на войне с персами, и Иоанна освободили. И всю оставшуюся жизнь он прожил праведно и благочестиво, творя много милости и служа Богу.

В Москве же, возле Калужских ворот, храм в честь Иоанна Воина – или, как тогда говорили, Войнственника, который считался покровителем стрельцов…

…Выстроили еще в середине шестнадцатого века

Приказ о создании храма отдал лично Иван Грозный. Выстроенный из дерева, он расположился на низком берегу Москвы-реки, «под горою». Историки полагают, что стоял он тогда ближе к Крымскому мосту – там, где сейчас начинается территория Центрального Дома художника, на пересечении Мароновского и Второго Бабьегородского переулков.

-3

Но место было выбрано не самое удачное. Поскольку вся эта земля, пока в 1786 году Екатериной Второй не был построен Водоотводный канал, регулярно затапливалась, церковь часто подмывало, что явно не шло ей на пользу.

В 1671 году, в правление Алексея Михайловича, стрельцы сами, за свой счет, взялись за строительство каменного храма. Правда, просуществовал он совсем недолго. После знаменитой волны стрелецких бунтов те из них, что смогли уцелеть, вместе с семьями были выселены из Москвы, а церковь осталась бесхозной и понемногу начала приходить в упадок, медленно, но верно осыпаясь.

«Вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило»
(Из записок очевидцев событий 1709 года)

Дальнейшая же история храма Иоанна Воина напрямую и неразрывно…

…Связана с именем Петра Первого

Существует легенда о том, что как-то раз последний царь всея Руси и первый император Всероссийский Петр Алексеевич Романов проезжал по улице Якиманке и увидел печальную картину. Разлилась широко река, посреди воды стоит церковь, к которой на лодках плывут богомольцы на службу.

Выспросив, что это за храм, возмущенный Петр воскликнул:

«Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план»

По прошествии двух месяцев царь действительно вернулся на Якиманку, держа в руках план строительства. Да увидел, что сюда уже начали завозить материалы для новой постройки, и похвалил настоятеля храма за усердие. И, как обещал, сделал вклад на строительство в размере трехсот рублей.

-4

Вот такой парадокс. Тот самый Петр Первый, что фактически уничтожил стрельцов, теперь лично озаботился восстановлением храма, стрельцами построенного. Говорят, что сподвигла государя на это недавняя победа над шведами под Полтавой, на радостях от которой хотелось творить благое (4 фото).

Вот правда, есть достоверные сведения, что строительство нового храма планировалось еще раньше, ибо земля под него была куплена уже в 1702 году. Видимо, Петр лишь действенно простимулировал начало работ, которые по каким-то причинам долго откладывались. И простимулировал в первую очередь финансово.

А автором его возведения стал, как я упоминал в самом начале, архитектор Иван Петрович Зарудный (12 фото).

Храм в честь Воина Иоанна, теперь уже на более высоком, сухом и безопасном месте, строили довольно долго. В 1711 году завершились работы над трапезной с южным приделом во имя мучеников Гурия, Самона и Авива (5 фото).

Летом 1717 года освятили весь храм (12 фото).

Только северный придел святителя Дмитрия Ростовского в нем появился много позже – в 1759 году (5 фото).

Таким образом, храм сделался трехпрестольным.

А в 1758 году вокруг церкви выросла ажурная кованая ограда на каменном основании (9 фото).

Кстати, этот храм…

…Никогда не закрывался с момента своего появления

Было, правда, одно исключение. В 1812 году в него вошли французы. Наполеон слышал, что в подвалах этой церкви хранятся несметные сокровища… вроде бы какой-то клад, оставшийся здесь едва ли не от Ивана Грозного.

«Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы не смогли отворить западные двери церковные, отломали южные, потом отворили северные, запертые, подобно южным, изнутри, и в храм Божий ввели своих коней. Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены, а сокровища им не давались. Заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменною стеною»
(Из воспоминаний очевидцев французского нашествия в Москву)

Их безуспешные поиски прервал бушевавший на Якиманке пожар, и мародерам пришлось бросить свои занятия. А пламя, лишь распугав грабителей, дошло до стен храма со стороны Калужской площади и утихло, дальше не распространившись.

И вот как раз те несколько дней, пока французы шуровали в поисках сокровищ, стали единственными, когда службы здесь были приостановлены.

По уже заведенной традиции росписи храма покажу в отдельной галерее (13 фото).

Оставался храм действующим даже в годы советский власти. Единственное – в 1922-м из него были конфискованы церковная утварь и ценности. Но вскоре сюда начали переносить святыни из других Московских храмов. Среди них – икону святых Иоакима и Анны работы шестнадцатого века и образ Василия Блаженного из одноименного храма на Красной площади (12 фото).

А золоченый резной иконостас, находящийся по сей день в церкви Иоанна Воина, был изготовлен в 1708 году для храма Трех Святителей у Красных ворот и перенесен сюда в 1928 году (10 фото).

Кстати, именно в храме Иоанна Воина я подошел к бабушке, работающей в свечной лавке, и поинтересовался, не подскажет ли она мне, где поблизости мог располагаться Якиманский храм, давший название улице. Та, правда, ответила, что по ее сведениям такого здесь никогда не было, но указала на ту самую икону «Зачатие Пресвятой Богородицы» и сказала, что улица названа по этой иконе (3 фото).

А следы того храма я позднее все-таки обнаружил сам. Он здесь действительно был, и стоял там, где сегодня расположен памятник «болгарскому Ленину» Георгу Димитрову.

-15

Ну, что ж... впереди нас ждет еще две небольших истории о достопримечательностях и святынях Большой Якиманки, а рассказ про храм Иоанна Воина на этом медленно, но верно подошел к концу.

-16
Церковь Иоанна Воина на Якиманке, православный храм, ул. Большая Якиманка, 46, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.

Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!