Как буквально на днях в комментариях написал один мой дорогой подписчик, по улицам и переулкам Старой Москвы нельзя ходить, опустив голову под ноги, нужно смотреть вверх, чтобы не пропустить очередное архитектурное или историческое чудо.
И это истинная правда. Я сам буквально в тот день чуть было не пробежал мимо того самого храма, ради которого ехал в Старопанский переулок, спрятавшийся в гуще застройки неподалеку от Ильинки. Правда, накрапывал дождик, и голову поднимать не очень хотелось. Но я по крайней мере точно знал, что ищу. А если просто бежать по улицам Москвы и не задумываться, мимо каких удивительных историй ты пробегаешь... это уже совсем другое дело.
Это довольно короткий, очень узкий и весьма изогнутый переулочек, проходящий там, где в шестнадцатом-семнадцатом веках лежало урочище «Старые Паны» и располагался польский «Панский двор» – место, в котором как минимум с 1508 года...
...Селились польские купцы, послы и дипломаты
Мимо этой церкви действительно можно запросто пробежать и не заметить ее, если бежать со стороны Биржевой площади и Богоявленского переулка. Она попросту мелькнет справа от тебя и исчезнет. Если же сюда повернуть из Большого Черкасского переулка и опять же не смотреть только себе под ноги, этот крошечный, но очаровательный храм вскоре выглянет из-за естественного изгиба переулка и явится нам во всей своей непафосной, очень изящной и притягательной красоте.
Он носит имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских.
Кстати вплоть до 1922 года переулок назывался Космодамианским – в честь храма, пока не был переименован новой властью в Старопанский. Удивительно, что ему не дали советского названия, а выудили новое имя из многовековой истории этого места.
Совсем рядом с польскими панами располагалась и слобода, заселенная патриаршими певчими, так что храм имел и «топографическую» уточняющую приставку «в Певчей слободе».
Сам же этот храм...
...Известен с пугающе древних времен
Первую деревянную церковь здесь построили в 1462 году – на стыке правления великого князя Василия Второго по прозвищу Темный и Ивана Васильевича Третьего. Тогда на этом самом месте, где дорога от Боровицкого холма, на котором стоит Кремль, расходилась в сторону Занеглименья и к Яузе, конечно же, не было столь тесных улочек и такой плотной застройки. А те дома, что стояли здесь, были, конечно, сплошь из дерева. И пожары бывали нередки.
Один из пожаров, что случился летом 1564 года, не пощадил и Космодамианской церкви. После него храм решили восстановить уже в камне, что и сделали в промежутке между 1566 и 1634 годом, постепенно достраивая, перестраивая и пристраивая новые приделы.
Семнадцатый век вообще оказался для храма богатым и счастливым. Известно, что после окончания первого этапа его строительства, храм был двухъярусным, двухсветным и пятиглавым. Усердием окрестных жителей были выстроены три придела. Также щедрые пожертвования поступали на украшение и благоустройство церкви и на содержание ее служителей.
После освящения в 1640 году придела в честь Успения Богородицы, храм стали называть еще и Успенским – с уточняющими приставками по именам проживавших поблизости известных лиц: «за Степановым двором Годунова», «за двором боярина Михаила Шеина» и «за двором стольника Семена Шеина».
Хотя, все равно чаще говорили о храме Космы и Дамиана в Панех. Так было и привычней, и понятнее, и короче.
А вот с пришествием века восемнадцатого для храма времена наступили тяжелые – пожары, безденежье, оскудение и последующее запустение.
В 1803 году протоиерей Иван Семенович Пахарский...
...Фактически целиком перестроил церковь
Его стараниями был заложен новый фундамент, на котором выросли новые стены в стиле классицизма, получившие оформление в русском узорочье (7 фото).
Тогда же появились просторная трапезная и колокольня. А от прежней постройки семнадцатого столетия сохранился лишь небольшой фрагмент апсиды Космо-Дамианского алтаря.
В 1812 году храм разорили войска Наполеона. С икон содрали оклады, разрушили колокольню, которая была восстановлена в 1816 году, став еще краше и выше, чем была прежде.
Удивительно, что вскоре после революции, когда множество других храмов закрывали, грабили, обесчещивали или вовсе взрывали, стоящую теперь уже не в Космодемьянском (как он назывался испокон веков), но в Старопанском переулке...
...Церковь решили отреставрировать
Все-таки, какая бы власть ни была, но здание это – ни много ни мало, а один из древнейших памятников столичной истории и архитектуры. И комиссия по памятникам Москвы во главе с академиком Игорем Эммануиловичем Грабарем приложила все усилия, чтобы его сохранить.
В 1926-1927 году архитектор Дмитрий Петрович Сухов, один из членов той комиссии, увенчал храм двумя шатрами, восстановил обветшавшее и местами осыпавшееся оформление портала и оконных наличников. А вот колокольню с трапезной наоборот снесли для расширения здания Промбанка.
Но не прошло и пяти лет, как совсем недавно отреставрированный храм закрыли и подвергли одной участи со многими другими. Разобрали апсиду и только что воздвигнутые шатры, сбили лепные украшения и замуровали портал. А с запада к обезображенной церкви вплотную пристроили новое здание.
Все, ради чего трудился Сухов, пошло прахом. Видимо, умные головы того непростого времени сочли, что раз уж древняя пятиглавая церковь в наши дни перестроена в двухшатровую, то это никакой не памятник архитектуры, а простой новодел, и статус памятника с нее смело можно снимать.
И дом молитвы превратился в отделение ГАИ, которое и само позднее уступило место каким-то государственным конторам и мелким частным офисам.
Поруганное, посрамленное, но хотя бы не уничтоженное до основания здание вернули Церкви лишь в 1995 году. Архитекторы Борис Левянт и Валерий Павлов восстановили храм, взяв за образец его последний облик, созданный Дмитрием Петровичем Суховым (12 фото).
И храм, что прячется среди массивных построек нынешнего Старопанского переулка, сделался удивительным образцом некой «исторической эклектики»: выстроенный на месте деревянной церкви пятнадцатого века, со стенами восемнадцатого столетия, оформленными исконно-русским узорочьем, с шатрами «раннего СССР» и духом многовекового православия.
- И кстати, это была трехсотая запись в моем маленьком Дзене. :)
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!