Дашенька выбежала из бальной залы на улицу, она вся дрожала задыхалась, ее лихорадило. Нет, это не из-за признания Андрея, что-то было не так с ней, и причина вовсе не в девичьих нервах. Она вдруг явственно почувствовала, что близок конец ее юной жизни, она увядает, словно цветок, который едва начал распускать лепестки. Девушка упала без чувств на холодную землю, а уже через несколько дней ее возлюбленный нес две белые розы ей, своей несостоявшейся невесте, чтобы в последний раз увидеть ее прекрасное лицо.
XIX век чаще всего ассоциируется со стремительным развитием науки и искусства, появлением различных изобретений и промышленной революцией. А еще его называют «Пушкинской порой» и «Золотым веком» русской поэзии, ведь именно в это время создал свои величайшие произведения один из самых талантливых и гениальных поэтов Александр Сергеевич Пушкин.
Однако у позапрошлого столетия были и довольно неприглядные стороны, которые скрываются за роскошью балов и неповторимой прелестью светских дам. Речь о высокой смертности среди знатных красавиц. Именно в пушкинскую эпоху кладбища буквально заполонили могилы юных девушек и вполне зрелых (по меркам того времени) женщин. Все они стали жертвами «муслиновой болезни», от которой в начале XIX века скончалось представительниц прекрасного пола больше, чем за предшествующие сорок лет, причем такая ситуация наблюдалась не только в России, но и в Европе.
В начале XIX века в моду вошла естественность и простота. Девушки старались обходиться минимумом косметики, прибегая к естественным способам достижения аристократической бледности с помощью принятия уксуса, лимонного сока и толченого мела или легкого румянца, который достигался при прикладывании к щекам сырого мяса. Красавицы готовы были спать в перчатках, лишь бы сохранить белизну кожи рук. Даже украшения оказались под негласным запретом, считалось, что чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в бриллиантах.
Французская революция и приход к власти Наполеона Бонапарта послужили толчком к развитию стиля ампир. Император грезил о великой империи, и всячески хотел подчеркнуть особый статус Франции путем переосмысления античных традиций на новый лад. В тот период подражание античным богиням в полупрозрачных воздушных одеяниях прочно укрепилось в моде.
Для того чтобы подчеркнуть соблазнительные формы, французские дамы взяли на вооружение платье из муслина – тончайшей ткани из ближневосточного города Мосул. «Нагую» моду ввела Терезия Тальен, обладавшая фигурой Капитолийской Венеры, ее наряды весили не более 200 граммов.
Из Франции легкие платья с завышенной талией из муслина, легкого шелка, тюля и струящегося батиста пришли в Россию. Дамы с удовольствием облачались в подобные наряды, подражая богиням Древней Греции. Даже подолы платьев украшали древнегреческими и древнеримскими орнаментами, вышитыми гладью золотой или серебряной нитью. Чтобы добиться удивительного сходства с античными изваяниями, девушки выделяли вены, подчеркивая прозрачность кожи, и всячески берегли ее от солнечных лучей, прикрывая вуалью или капором, прогуливаясь под зонтом.
Однако эстетичные наряды в стиле Древней Греции и Древнего Рима не подходили под холодный климат России. Даже парижанки, которые ввели моду на них, гибли десятками от воспаления легких. И причина была не только в тонкой материи и глубоком декольте, но и в том, что дамы увлажняли ткань, чтобы она еще сильнее облегала тело, а потом в таком виде ехали на бал.
Французский «Журнал де Мод» даже советовал своим читательницам посетить Монмартрское кладбище, а страницы парижских газет пестрили некрологами о юных барышнях, скончавшихся от «муслиновой болезни». В России дела обстояли ничуть не лучше, ведь климат здесь еще более холодный, чем в Европе. И хотя русские красавицы носили античные платья поверх шерстяного или фильдеперсового трико, от пневмонии и простуды их это не спасало.
Позже супруга Наполеона Жозефина ввела в моду кашемировые шали, которые хоть как-то стали защищать полуоголенные девичьи тела от лютых морозов. Шали пришлись по душе и русским барышням, многие из них, вышитые руками крепостных крестьянок, стали шедевром прикладного искусства.
Со временем платья в стиле ампир претерпели некоторые изменения с учетом холодного климата. У них появились длинные рукава, а декольте стало более закрытым. Однако дамы, с легкой руки Вальтера Скотта, вдруг увлеклись романтичным Средневековьем. На смену «нагой» моде приходит силуэт «песочные часы». Ближе к 20-30-м годам позапрошлого столетия в моду входят достаточно тугие корсеты наравне с пышными рукавами и широкой юбкой.
Барышни утягивают себя так, что под натиском шнуровки у них ломаются ребра, они теряют сознание и жалуются на «мышечную слабость». Не удалось избежать и трагедий. Так, одной 23-летней девице сломанные ребра впились в печень, от чего жертва модных веяний скончалась. К тому же по сравнению с легкими муслиновыми платьями вес новых нарядов составлял около 20 кг.
Слишком тугие корсеты привели к тому, что в XIX веке началась эпидемия чахотки. Врачи уверяли, что причина кроется, в том числе и в плохой вентиляции легких из-за стянутой талии и грудной клетки. Однако убеждать великосветских модниц было бесполезно, вместо того, чтобы пересмотреть стандарты красоты, они возвели недуг в ранг модной болезни. Если кто-то не болел чахоткой, то старался имитировать ее симптомы.
Даже Александр Сергеевич Пушкин упомянул о болезненной красоте чахоточных дев в своем знаменитом произведении «Осень»:
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Отрывок из стихотворения "Осень". А. С. Пушкин
А вам нравится мода пушкинской эпохи?