Кто-то может быть и про советский паспорт, а я про книгу «Двигатели боевых самолётов». Читаю и завидую: летали же люди!
Прошлая моя статья про таран аэростата на сверхзвуке, а потом и чтение в журнале «Крылья Родины» №6/2014 рассказа непосредственного исполнителя тарана оставили больше вопросов и сомнений, чем ответов. Хорошо бы получить разъяснения от самого исполнителя, который, как подсказывают читатели, и ныне здравствует, дай ему Бог всяческого здоровья и дальше. Но уж больно давно события происходили и, конечно, детали позабылись, хотя такой случай не из тех, которые выветриваются временем из памяти.
Хотя таран происходил на динамическом потолке самолёта МиГ-21, лётчику удалось в крене 90 градусов чиркнуть крылом по верхушке шара, после чего тот самоликвидировался подрывом. Случай совершенно маловероятный, но я верю, что так могло и быть. Во-первых, лётчик был опытный и амбициозный, целый ИО командира полка, а во-вторых, полетел, сделав тщательный расчёт, после того, как аналогичный бросок на динамический потолок совершил его однополчанин. Отрицательный результат товарища тоже пошёл в копилку исполняющему обязанности командира полка. А в-третьих, граждане, есть же ещё и военное везение! Я уж не говорю про ВВС — страну чудес. Плохо, что начальство не оценило этот таран, хотя в ПВО за такие дела давали орден. Ну, это же в ПВО! Тоже сказочная страна была для ВВСников до поры, до времени. Такое моё мнение об этом случае. И я предлагаю больше не рвать рубахи по поводу вероятности тарана на сверхзвуке в тех параметрах, которые даны в журнале, а каждому остаться при своём мнении. В конце концов, где-то могла вкрасться и ошибка, а мы из-за неё без рубах останемся.
Вернёмся к моей зависти. Один читатель упомянул про сирийцев, эксплуатирующих МиГ-21 на околонулевых скоростях. И в книге «Двигатели боевых самолётов России» есть упоминание об этом факте. Это я к тому, что наши лётчики могут сомневаться в возможности управления самолётом на высотах 25000 метров на малых скоростях, потому что они не летали на этих режимах. За всех расписываться не буду, а мне не пришлось ни на одном типе слетать на динамический потолок. Не было такого упражнения в Курсе боевой подготовки. Теоретически, конечно, представлял как это делается и подскочил бы, коли нужда такая бы возникла, но… чего не было, того не было. Уж это можно было запомнить, если бы слетал. А вот на практическом потолке бывал не раз и прекрасно помню, что потенциал у самолёта чувствовался, рвался он набрать ещё несколько километров, а приходилось его удерживать на высоте по заданию.
И на околонулевых скоростях мне не довелось пилотировать по такой простой причине, что запрещалось уменьшать в полёте скорость меньше минимально допустимой по Инструкции самолёта. Жизненной нужды летать на «нуле» у меня не возникало, а ошибок таких грубых не допускал. Законопослушный.
Конечно, я знал, что есть такой опыт, слышал от бывалых лётчиков и читал в Сборниках боевого опыта ВВС в локальных конфликтах. И не понимал почему нас так берегут. А может и понимал, но душа не принимала таких объяснений. Хотелось всё испробовать, что самолёт допускает. «Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат».
В книге приводится фрагмент воспоминаний лётчика-испытателя Орлова Б.А. о сирийских лётчиках, которые использовали самолёт МиГ-21 на полную катушку. «Инструкция по лётной эксплуатации ограничивала минимальную скорость полёта, но когда мы указали на это сирийским лётчикам, они резонно заметили, что им не до инструкций, когда на хвост сел «Мираж», а лётчик МиГа знает, что может затянуть противника на такой режим, где тот попросту упадёт...»
«Сирийцы быстро поняли, что на МиГ-21 можно делать буквально всё, не опасаясь сваливания, потому что в устойчивый штопор загнать МиГ-21 затруднительно, а из сваливания он выходит запросто, летали на малых скоростях, теряли скорость до «нуля», падали и на хвост, и «листом».
Вот, что творили демоны на наших самолётах в боевых условиях. А стоит ли им завидовать? Мы тоже знали, что на войне никто смотреть на твои режимы полёта не будет, лишь бы задание выполнил. А, всё-таки, хотелось заранее подготовиться, а не выживать потом…
Книга-то про двигатели, а потому и эти фрагменты приведены к тому, что двигателю Р-11 на самолёте МиГ-21 пришлось работать в Сирии на околонулевых режимах скорости самолёта, что приводило к вибрациям турбины из-за пульсационного горения в форсажной камере. Естественно, что вибрации передавались и компрессорам, и в дисках последних появлялись трещины, приводящие иногда к разрушению двигателя. А в Советском Союзе такого никогда не было, ведь на таких скоростях не летали наши лётчики. Кого же берегли — двигатели или лётчиков? Ясный пень - лётчиков!
Приятно, конечно, чувствовать такую заботу, но и недоучкой не хотелось быть.
Читаю и завидую. Немного.
63