Ранней весной 2018 года пермские СМИ и соцсети "бомбанула" история с памятником "Счастливой семье", который предлагалось установить на эспланаде. На пике хайпа мало кто понимал, откуда у этой скульптуры ноги растут, кому и зачем это вдруг оказалось нужным. Спор шел исключительно об эстетике и идейном содержании работы.
Я покопался в открытых источниках и обнаружил ВК-страничку проекта, где в октябре 2017 был объявлен конкурс на лучший эскиз будущего памятника. Идея установить памятник счастливой семье принадлежит нынешнему пермскому детскому омбудсмену Светлане Денисовой и уполномоченному по правам человека в Прикамье Павлу Микову. Также их поддержал Общественный совет по топонимике при Пермской городской думе, Общественная палата Пермского края и администрация губернатора.
Организатором конкурса выступила автономная некоммерческая организация «Пермский Городской Родительский Совет» при поддержке Общественной палаты Пермского края, администрации губернатора Пермского края и благотворительного фонда «Содействие – XXI век».
В положении о конкурсе сказано, что цель проекта - увековечить в городской скульптуре образ счастливой семьи – традиционной, полноценной, многодетной, где родители ответственно и внимательно относятся к воспитанию своих детей, поскольку семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
По задумке инициаторов проекта, скульптура должна была разместиться на эспланаде и стать "особенным душевным памятником, к которому будет приходить не одно поколение семей".
Конкурс прошел очень камерно, в итоговом голосовании на странице приняло участие всего 77 человек, включая меня (а я проголосовал пару дней назад, то есть спустя более 10 лет).
Затем голосование прошло в ВК-группе уполномоченного по правам ребенка в Пермском, где приняло участие уже 380 человек, что для города-миллионника все равно очень мало.
Как только результаты голосования были опубликованы (решения об установке никто не принимал), реакция общественности последовала незамедлительно.
Пермский общественник Игорь Аверкиев одним из первых отреагировал на своей странице в Facebook:
Натянуто радостные лица взрослых, по-своему, у нас даже естественны, но вот напряжённо демонстрирующие позитивность детские лица… Про вычурные, перенасыщенные символическими мелочами композиции я уже не говорю. Без цельных самодостаточных образов это даже не соцреализм. Одним словом, на мой вкус получилось серенькое такое, не внятное, но очень демонстративное счастье. Впрочем, под стать чиновным заказчикам и государству, которое они представляют в вопросах «семейного счастья».
Художественный руководитель пермского «Театра-Театра» Борис Мильграм еще более резко высказался в отношении установки скульптуры «Счастливая семья» на площади перед театром
Эта скульптура довела меня почти до истерики. Можно поставить ее дома, во дворе, в конце концов, в парке. Это парковая скульптура. Зачем ее ставить на одной из самых красивых площадей этого города?
Это все уже было в нашей стране, когда города и парки были заполнены девушками с веслами и пионерами с горнами. Они ушли из нашей жизни. Это сталинское счастье, которое мы уже видели и от которого избавились. И ему точно не место в центре города, рядом с театром.
Из интервью Бориса Мильграма на р/с "Эхо-Пермь" 12.03.2018
Пора посмотреть на причину их негодования, проект-победитель конкурса.
Автор победившего проекта, московская художница Мария Макарова собрала в одну композицию все "канонические" образы семейного счастья: без претензий одетый, мужественного вида отец, хрупкая супруга, две дочери, и сын в возрасте примерно от 2-х до 10 лет и собака. Все смотрят друг на друга и улыбаются. Позитивно, консервативно, традиционно.
Казалось бы, оглядываясь на яростную критику пермских арт-объектов, от "сетевых" пермяков стоило ждать единодушного одобрения этой скульптуры, но не тут-то было. Положительные отзывы, конечно были, например:
Вот хороший вариант! это моя семья! у меня тоже старший сын и две дочки!
Хороший вариант, слово семья от числительного семь, этот ближе всего.
Источник: https://vk.com/permactive
Но в целом расклад общественного мнения выглядел противоречивым, люди отказывались принимать рафинированный образ семейного счастья:
Девочка недолюбленная какая-то получилась , чужая. Никто внимания на неё не обращает. Зачем маме в руках игрушка? Может лучше дочку за руку держать? А то ребёнок к ним вроде как обращается, а от родителей ответной реакции не идёт.
Вторая девочка должна сидеть на плече у отца. Тогда виртуальная пирамида будет не усеченной. Не продумана вандалоустойчивость. Хвост собаке точно отломят.
Назад в страну Советов?
Хочется современных образов, создаётся впечатление, что сейчас уже нет счастливых семей или у всех счастливых одежда передается по наследству...
Не позорьтесь, лучше бы туалет построили - больше "счастья" семейным будет.
Источник: https://vk.com/permactive
Если отбросить утилитарное замечание по поводу туалета (сейчас, кстати, на эспланаде бесплатные туалеты есть), то основными демотиваторами в вопросе принятия этого проекта стали, с одной стороны - слишком "советский" характер скульптуры, с другой стороны - деформация художником стереотипа о семейном счастье как о неразрывной цепи объятий и соприкосновений, при неважности или даже неуместности "материальной оболочки" счастья.
Другие проекты, вышедшие в финал, содержательно были выполнены примерно в том же духе.
Примеры комментариев из соцсетей:
Как это развидеть?
Памятник семье как отмирающей ячейке общества.
Даже если б это был единственный вариант, я бы за него не проголосовала по разным причинам: эстетическим, социальным, техническим.
Источник: https://vk.com/permactive
Примеры комментариев из соцсетей:
У вас счастье только в том чтобы детей рожать? Тогда надо добавить еще штук десять-пятнадцать, чтобы всякие сомнения отпали.
Лучше бы туалет общественный построили, куда с ребёнком не страшно зайти.
Женщина в платье выглядит очень красиво, нежно и, что главное, женственно! Чего порой не хватает многим дамам. Поэтому подчеркнуть эти качества у матери и жены, на мой взгляд, очень даже к месту.
Спасибо всем людям, которые смотрят глубже фантика. Я хотел многое выразить в этой работе (вероятно комментарий автора - пермского художника Филиппа Першина).
Источник: https://vk.com/permactive
Примеры комментариев из соцсетей:
Ребенок как будто чужой. Вообще родители внимания на него не обращают. Поглощены друг другом. Так себе семья.
Как рабочий и колхозница, не надо нам такого.
Источник: https://vk.com/permactive
На фоне работ-финалистов особняком (не смыслово, а только композиционно) смотрелся, пожалуй, только проект пермской художницы Елены Симановой, где обнаженная семейная пара была дополнена образом, напоминающим архетипичное древо жизни с человеческим эмбрионом в центре.
Этот вариант получил максимальное количество резких комментариев (вероятно, по причине обилия физиологических деталей), например:
Они раздеты что ли? Ужас. Семья алкашей.
Пропаганда нудизма. Автора надо судить или лечить.
Источник: https://vk.com/permactive
Позитивные комментарии тоже были, причем более развернутые, чем в остальных вариантах:
А мне очень нравится именно этот проект. Оригинальный! Нравится, что изображено много детишек, ну или будто бы отобразили цикл жизни человека. Нравится, что изображён эмбриончик, как зарождение чего-то нового!
Как все узко мыслят. Видят скульптуру только однобоко. Если похожа на мою семью и семьи моих знакомых - хорошо. Если нет - ужас. Никакой задумки и смысла разглядывать не желают. Да, для такого мышления слишком сложная работа. Дайте им банальную семью, где все за руки идут и улыбаются и будет им счастье.
Источник: https://vk.com/permactive
Вскоре возмущения пермяков по поводу грозящего им "Счастья" вышли за рамки комментариев в соцсетях. Была создана петиция против установки памятника счастливой семье, которую подписали более 1300 человек. Такого демарша не было даже в отношении скандальных "Ворот" Полисского и "Красных человечков" Люблинского.
В скульптурной композиции «Счастливая семья» горожане усмотрели психологическую угрозу:
Вид памятника «Счастливая семья» ещё не определён, однако мы уже сейчас понимаем, что он будет изображать полную семью с более чем одним ребёнком. При этом в России огромное количество неполных семей с одним родителем. Установка такого памятника может привести к негативным психологическим последствиям у детей из таких неполных семей, а также маргинализирует семьи с одним ребёнком или семьи, в которых детей нет вовсе (часто по не зависящим от супругов обстоятельствам).
Источник: https://regnum.ru/news/society/2389973.html
Неравнодушные пермяки также писали о том, что в краевой столице немало уже существующих памятников советского периода, которые представляют куда большую эстетическую и символическую ценность (многочисленные мозаики, сграффито, росписи и скульптуры) — большинство из них пребывают в плачевном состоянии или уничтожены, как например эмалевое панно Колюпановых "Наука". Установка «советского» новодела на фоне полного равнодушия к образцам оригинального наследия выглядит непоследовательно и даже кощунственно.
Так или иначе, "Счастливая семья" осталась нереализованным проектом, памятником-призраком, артефактом медиа-археологии. А еще - свидетельством того, что чрезмерный консерватизм в монументальном искусстве нравится народу не больше, чем радикальный модернизм.
Другие мои публикации про пермские "памятники-призраки":
Призраки коммунизма. Монстры и герои.
Бедный всадник. Неустановленный памятник Карлу Модераху в Перми.