Четвертая неделя или, как мы обычно называем этот день – воскресенье, по Пасхе в Православной Церкви посвящена событиям исцеления Господом Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (см. Ин. 5:1-15). Поэтому все литургические тексты праздника говорят об этом евангельском сюжете и раскрывают православным христианам духовное значение исцеления расслабленного.
Одной из самых значимых и содержательных групп богослужебных песнопений являются стихиры на Господи воззвах. По своему содержанию они относятся к гимнам исторического характера, повествующим о событиях праздника.
В этой заметке мы прочитаем и с богословско-филологической точки зрения разберем церковнославянский текст «Славы» на Господи воззвах.
Взыде Иисус во Иерусалим на Овчую купель
Вторя евангельскому повествованию святого апостола Иоанна Богослова, песнопение говорит: Взы́де Иису́с во Иерусали́м на О́вчую купе́ль, глаго́лемую иуде́йски Вифесда́, пя́ть притво́ров иму́щую.
По прошествии великого иудейского праздника Господь наш Иисус Христос пришел в Иерусалим, а именно – на О́вчую купе́ль, называемую Вифесда́. Под празднеством святые отцы Церкви, например, святитель Иоанн Златоуст, понимают Пятидесятницу: «Какой праздник? Мне кажется, праздник Пятидесятницы». А Овчей купель именовалась по названию соседних ворот («Овечьи врата»), через которые в Иерусалимский храм вводились животные для приношения в жертву Богу.
Само слово Вифесда́ происходит от еврейского выражения Бейт Хисда – «дом милосердия».
Далее «Слава» поясняет: В те́х бо слежа́ше мно́жество немощству́ющих. А́нгел бо Бо́жий по вся́ ле́та сходя́, возмуща́ше ю́, и здра́вие подава́ше приступа́ющим ве́рою.
Дом милосердия – потому что Господь по вся́ ле́та (каждый год) посылал своего ангела, чтобы тот исцелял немощству́ющих из великого множества больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды (Ин. 5:3). Когда же ангел спускался в купель, происходило возмущение, движение воды, и первый больной, заходящий в воду с искренней верой в Господа и без сомнения уповающий на Его помощь, исцелялся.
Хощеши ли здрав быти?
Иисус Христос не просто так приходит в это страшное, наполненное скорбью место. Он приходит, чтобы совершить чудо и показать свою славу.
Итак, ви́дев Госпо́дь многовре́менна челове́ка, глаго́лет к не́му: хо́щеши ли здра́в бы́ти? Согласно слову евангелиста Иоанна, в этом месте лежал человек, который целых 38 лет был расслаблен. В нашем современном понимание расслабленный – это человек, «лишившийся сил, энергии, сильно ослабевший», однако в церковнославянском языке это существительное имеет более широкое значение – «разбитый; уставший; лишенный возможности действовать; парализованный». Господь видит положение этого бедного, уставшего и изнеможденного человека и задает ему вопрос, который тот ждал всю свою жизнь: Хочешь ли быть здоров? (Ин. 5:6).
На что немощствующий отвечает: Го́споди, челове́ка не има́м, да егда́ возмути́тся вода́, вве́ржет мя в купе́ль. Не способный к самостоятельному движению, он не имел и помощника, который отнес бы его к возмущаемой воде. Когда он, собирая все оставшиеся силы, все же приходил к краю купели, другой уже сходит прежде него (Ин. 5:7).
В своей проповеди на этот праздник митрополит Антоний Сурожский говорит: «Это первый вопрос, который перед нами стоит. Мы окружены людьми, которым нужно исцеление. Я сейчас не говорю только о физическом исцелении, а о душевной помощи, о том, что человек, который разбит жизнью, мог бы жить, стать живым человеком, творческим, ликующим. И сколько таких людей, которые целую жизнь надеются, что кто-то им скажет живое слово, коснется их плеча сочувственной рукой, взглянет на них понимающими глазами, и тем даст им новую жизнь, или толчок к этой жизни, надежду на эту жизнь. Людей много – а человека нет».
Далее молитвословие дополняет Евангелие, вкладывая в уста расслабленному такие слова: Враче́м изда́х все́ име́ние мое́, и ми́лости улучи́ти не сподо́бихся. Действительно, мы знаем множество библейских примеров, говорящих о том, что, изда́в (истратив, раздав) все свое имущество на врачей, человек ми́лости улучи́ти не сподо́бися (так и не получает спасение). Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Тяжкое зло – грех, зло и пагуба для души; а слишком усиливаясь, это зло часто касается и тела. Мы остаемся бесчувственными, когда в нас сильно страждет душа, а когда тело получает хотя малое повреждение, то употребляем все усилия, чтобы излечить его от недуга, потому что чувствуем боль. Поэтому-то Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила какое-нибудь врачевание».
То есть причиной многих телесных болезней не всегда является некомпетентность лечащего. Ведь и Сам Иисус Христос в Евангелии говорит исцеленному: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5:14). Главная причина заключается в нежелании человека исправлять греховное состояние своей души.
Возми твой одр и ходи, проповедуя Мою силу
Все же мы знаем, что невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27). Поэтому Вра́ч ду́ш и теле́с глаго́лет к нему́: возми́ тво́й о́др и ходи́, пропове́дуя Мою́ си́лу, и ве́лию ми́лость в конце́х. Господь Иисус Христос, видящий прегрешения людей и исцеляющих их души и тела, сжалился и над расслабленным. Он повелевает ему встать, взять свою циновку (постель, на которой в купели лежал больной) и пойти. По словам блаженного Августина: «Три приказа Он отдал: встань, возьми одр свой и ходи. Но приказ «встань» был не повелением трудиться, но деянием исцеления. А два других приказа Он отдал здоровому: возьми постель свою и ходи».
Примечательно, что в другом евангельском месте, связанном с исцелением расслабленного, Господь произносит иные слова: Не бойся, сын Мой, прощаются тебе твои грехи! (Мф. 9:2). Выше уже говорилось о взаимосвязи греховности души и тела. Приведем пояснения святителя Илария Пиктавийского: «В одном потомке Адама (Иисусе Христе) отпускаются грехи всем людям. Итак, показано, что он исцеляется служащими ангелами и называется сыном, поскольку есть первое творение Божие, ему отпускаются грехи души и милостиво прощается первородный грех». Сам же Господь отвечает возмущенным законоучителям так: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (Мф. 9:4-6).
Заканчивается «Слава» на Господи воззвах увещеваниями Иисуса Христа к исцеленному: Ходи́, пропове́дуя Мою́ си́лу, и ве́лию ми́лость в конце́. Эти слова отсылают всех нас к евангельской заповеди Самого Господа, данной апостолам и ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:19-20).
Они обращены и к каждому православному христианину: превозмогая свои душевные страсти и телесные слабости, мы должны встать и пойти вслед за Христом, дабы, исполняя Его заповеди и проповедуя Его имя, наследовать Царствие Небесное.
***
Конечно, данное песнопение, как и соответствующий евангельский отрывок, можно понимать двояко: буквально и аллегорически. Буквальный смысл заключается во всемогуществе Господа, Который может совершить любое знамение и сотворить любое чудо, потому что для Него нет границ ни на земле – в видимом мире, ни на небе.
Аллегорическое толкование несколько сложнее. В нем душа каждого человека сравнивается с расслабленным, ее болезни появляются по причине греховного состояния. Исцелить душу человека, так же как исцелил расслабленного у Овчей купели, может один только Бог – Иисус Христос. Он ничего не требует от нас, кроме искреннего раскаяния в грехах и их исправления. Поскольку без исправления, перемены ума и души невозможно покаяние.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение
Текст подготовил Георгий Девдариани.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»