Найти тему
Путешествия, туризм, наука

В трёх средах: как устроены космические, подводные и воздушные туалеты?

Оглавление

Туалет — вещь простая, но это в частном доме или на даче. А как выглядят и как устроены туалеты в космосе, на борту подводного атомохода или в кабине самолёта? Об этом, а также о том, как конструкторы справляются с нестандартными вызовами при конструировании банального унитаза — в нашем сегодняшнем материале.

Под водой

На первый взгляд, проблема обеспечения моряков подводного флота возможностью справить нужду не так уж и остра. Можно, казалось бы, прибегнуть к практикам, давно ставшим привычными и успевшим уйти в прошлое на железных дорогах: откидной лючок и т.д.

К счастью, это невозможно как по юридическим (существуют ограничения на выброс сточных вод в океан, установленные международными договорами), так и по техническим причинам: выбросить что-либо за борт на глубине нескольких десятков метров из-за избыточного давления за бортом — задача нетривиальная.

Поэтому судовые гальюны на подлодках организованы весьма хитрым образом. Как правило, на субмарине два гальюна: один применяется во время надводного хода, а второй — при погружении в пучину вод. Впрочем, внутри судовые туалеты напоминают такие же на железных дорогах: стальная каютка чуть больше скворечника, унитаз со смывом, раковина.

После использования отходы попадают в специальную цистерну, а оттуда их можно извлечь продуванием, на специальные суда обеспечения или в порту. Впрочем, продуть цистерну гальюна можно и в море, подав в неё сжатый воздух из балластных танков. Причём, что интересно, происходит это практически без звука и не нарушает шумового фона подлодки.

В воздухе

Приспичить может где угодно — даже на борту военного самолёта, и откидной люк, как в поезде, тут не выход. И как быть, если до родной авиабазы сотни километров и часы патрулирования? Терпеть? Или пользоваться памперсами?

Всё зависит от того, где и на чём вы летите.

Самолёты советской постройки вплоть до конца 80-х годов были лишены такой радости, как полноценный туалет. Даже стратегические бомбардировщики и разведчики, проводившие на дежурстве по 12-15 часов, и те были вынуждены обходиться так называемым санитарным бачком — герметичной ёмкостью по типу бидона, куда можно было справить нужду при помощи гибкого шланга с индивидуальными (спасибо и на том) насадками.

В Ту-160 и Су-34 появились полноценные унитазы, а на Ил-76 и некоторых других транспортных бортах есть настоящие туалетные комнаты, портированные с гражданских версий соответствующих бортов.

Другое дело, что пилоты истребителей и штурмовиков тоже имеют потребности. А размещать в крошечной кабине, где едва находится место для пилотов, туалет не представляется возможным.

На этот случай есть биотуалеты, а также памперсы: последние активно внедряются в воздушные боевые системы пятого поколения, современные истребители шведского, американского и российского производства: сделав свои дела не снимая брюк, пилот не отвлекается на всякие мелочи, а всё лишнее автоматика без лишних рассуждений об экологичности выбрасывает за борт.

Уж не знаем точно, к деньгам это или к чему ещё, но сверху капнуть может не только птичка.

За пределами атмосферы

Невзирая на то, что героический флер рассеялся, путешествия в космос до сих пор остаются чем-то на грани героики и фантастики. С тех пор, как человек сделал первый шаг за пределы атмосферы, очень многое изменилось.

Например, американец Алан Шепард, чей полёт, рассчитанный на скромные четверть часа, растянулся в итоге на четыре, был вынужден справить малую нужду прямиком в скафандр.

Вдобавок к техническим трудностям с кораблём, моча вызвала короткое замыкание некоторых систем и, в частности, телеметрии, передающей на Землю показания частоты сердечных сокращений (в условиях отвратительной связи американцы на мысе Канаверал успели здорово перепугаться за своего человека).

Впоследствии в США стали предпринимать попытки решить проблему. Первое время успехи были скромными и сводились к банальному шлангу с приёмником мочи (очень напоминает больничные устройства и модели, установленные в туалетах для инвалидов) и пакетику для твёрдых отходов, снабжённому специальным скребком для очистки и скотчем. Предполагалось, что перед процедурой астронавт приклеит пакет к себе, а потом выбросит в специальный бачок.

Жаль только, что качественного клеевого состава разработать толком не удалось: всё время возникали проблемы с адгезией.

А вот в советских космических аппаратах с самого начала были обеспечены высокие стандарты гигиены. Например, в программе полёта КА «Восток» с Гагариным на борту значилось, что после 3-5 суток орбитального полёта аппарат самостоятельно спустится на поверхность.

Никому в СССР не пришло в голову собирать фекалии в мешочек на скотче, поэтому в одном НИИ создали так называемый АСУ — устройство ассенизации и санитарии. Хотя миссия Гагарина прошла в плановом режиме, он всё равно решил попробовать устройство на практике.

Современные космические туалеты делают в России, причём как для российского, так и для американского сегмента МКС. Собственная аутентичная технология была на программе «Спейс Шаттл», но она ушла в историю вместе с многоразовыми челноками.

Они в большей степени, чем всё, что было создано прежде, напоминают земные аналоги. Правда, перед тем, как воспользоваться устройством, астронавтам и космонавтам нужно пристегнуться к стульчаку, ведь во время процессов, равно как и всех прочих, телу в условиях невесомости сообщается импульс вращения и момент инерции…

А после необходимо утилизовать отходы: будучи выброшенными в космос, они могут впоследствии повредить обшивку космического корабля и даже привести к его гибели. Хорош будет некролог! Поэтому всё это консервируют, складируют в грузовых кораблях и отправляют на Землю.

А вот на станции «Мир» в 90-х функционировала уникальная система, разработанная НИИ «Химмаш»; она позволяла восстанавливать из мочи воду, пригодную для питья. Разумеется, в ежедневном режиме ей пользоваться не предполагали, но на случай ЧС в условиях резко сократившегося количества орбитальных полётов у экипажа станции должен был оставаться шанс дожить до спасательной экспедиции.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:
Древнейший фастфуд: какие блюда особенно часто ели наши древние предки?

Что удивляет туристов из Германии, когда они приезжают в Россию? 4 непостижимых факта

Самое большое в мире болото: почему оно необходимо всей Земле и почему России стоит его особо тщательно охранять

Наука
7 млн интересуются