После принятия Советским правительством решения о возрождении и развитии военного флота несколько лет ушло на достройку и модернизацию "наследства царского режима". Новых больших кораблей СССР себе позволить не мог, основное внимание уделялось кораблям подводного и москитного флота. В РККФ практически не было небольших универсальных кораблей, в частности не было современных тральщиков.
Разработки были готовы к началу 30-х годов, первый проект советского базового тральщика был утвержден в 1932 году. Это был "проект 3" Центрального конструкторского бюро спецсудостроения (ЦКБС) объединения «Союзверфь» ( инженер Л. В. Дикович). Дальнейшее развитие проекта проходило за счет постепенного улучшения характеристик. По "проекту 3" было построено 8 кораблей. Они обладали хорошей мореходностью, большой дальностью плавания, высокой живучестью. Головной вошел в строй в 1936 году.
В советской историографии все модификации исходного проекта считаются тральщиками типа «Фуга́с». В 1933-1946 годах для РККФ было построено в общей сложности 44 таких корабля. В 1939 году задним числом тральщики типа «Фуга́с» были разделены на 4 серии-3, 53, 53У и 58. До войны РККФ успел получить 38 тральщиков этого типа.
В соответствии с постановлением Правительства от 15 июня 1937 года, быстроходные дизельные тральщики теперь стали считать «базовыми».
По программе 1933-1938 годов был создан улучшенный "проект 53", по которому было построено 10 кораблей.
В ноябре 1937 года был утвержден новый "проект 53 У"(Уширенный). Их построили 17 штук с 1939 по 1946 год.
Окончательно улучшенный проект увидел свет в том же 1937 году и получил обозначение "проект 58". Их было построено 7 штук.
Два последних корабля, Т-414 и Т-415, достраивались по индивидуальным проектам не как тральщики.
Базовые тральщики "проекта 53У" типа «Верп» по проекту с увеличенной шириной корпуса, разработанному ЦКБ-17 и утверждённому в феврале 1938 года были лишены недостатков предыдущих серий. На них, например, обеспечивалась возможность длительного малого хода с тралом Шульца при помощи управляемого скольжения гидромуфт обоих дизелей. Тральщики этого типа имели меньшее водоизмещение, новые гребные винты, улучшенные вспомогательные механизмы, более простые схемы систем и трубопроводов, у них было усилено ПВО.
Водоизмещение: стандартное 417 тонн, полное 480 тонн Длина наибольшая: 62,1 метра Ширина наибольшая: 7,4 метра Осадка: 2,2 метра Силовая установка: 2 дизеля по 1450 л.с., 2 винта, 1 руль Скорость хода: полный 18 узлов, с тралом 14 узлов, экономический 16 узлов. Запас топлива – 62 т. дизеля. Дальность плавания: 1630 миль при 16 узлах, 2360 миль при 14 узлах, 2800 миль. Автономность: 5 суток Мореходность: нет данных Вооружение: . артиллерийское: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие К-21,1х20-мм зенитное орудие; 3-4х1 12,7-мм пулемета противоминное: 1 трал Шульца ТШ-1, 2 параван-трала ПТ-1, 2 змейковых трала минное: 27-31 мин, 46 минных защитников противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 20 глубинных бомб ББ-1 навигационное: 3 магнитных компаса, лаг ГО-3, лот Томпсона Экипаж: 57 (7 офицеров)-70 человек
Строились корабли на Усть-Ижорской верфи (ССЗ №363) в Ленинградской области (15 единиц) и на Петрозаводе ССЗ №370 в Ленинграде (2 штуки). Головной тральщик «Верп» был сдан флоту 17 июня 1939 года.
На Усть-Ижорской верфи были построены Т-205 - Т-212 и Т-215 - Т-221 («Гафель», «Верп», «Шпиль», «Шкив», «Кнехт», «Гак», «Рым», «Штаг», «Крамол», «Бугель», «T-215», «T-216», «Контр-адмирал Юрковский», «T-218», «Контр-адмирал Хорошхин»). Они вошли в строй в 1939-1944 годах. На ССЗ 370 построили Т-213 и Т-214.
Тральщики «Верп», «Шкив», «Кнехт», «Штаг», «Крамол», «Бугель» и «T-216» погибли в 1941 году. Остальные корабли были списаны после войны в 1955-1961 годах.
Тральщик этого проекта, Т-205 «Гафель», вошел в список кораблей, которые первыми получили 3 апреля 1942 года гвардейское звание-крейсер «Красный Кавказ», эскадренный миноносец «Стойкий», минный заградитель «Марти», тральщик Т-205 «Гафель», подводные лодки Д-3, К-22, М-171 и М-174.
Т–205 «Гафель» Усть- Ижорская верфь (завод № 363), Ленинград. Заложен 12 октября 1937. Спущен на воду 29 июля 1938. Введен в строй 21(23) июля 1939. В октябре 1955 выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в самоходную баржу БАМТ- 38250 для перевозки боезапаса.
Водоизмещение 417 / 480 тонн, стандартное 434 тонны, полное 490 тонн. Размерения 62,0 / 7,40 / 2,16 м. (длина 62,0, ширина 7,2 осадка 2,37 м)
Двигатели- 2 дизеля, 2800-2900 л.с. Скорость (макс.) 18,2-18,5 узлов, с тралом 14,9. Дальность плавания 2840 миль при скорости (эконом.) 13,9 узлов, 2900 миль на 12 узлах. Экипаж 47-60 человек.
Вооружение- 1 — 100-мм/54 орудие В-24-БМ; 1 — 45-мм/43 орудие 21К; 1-20 мм орудие; 2(до 6) — 12,7-мм пулемёта ДШК. Минно-торпедное вооружение- 2 бомбосбрасывателя ; 31 мина или 27 мин КБ; тралы.
Тральщик Т-205 «Гафель» вошел в состав Балтийского флота 21 или 23 июля 1939 года, через несколько месяцев принял участие в советско-финской войне, с ноября 1939 года он был приписан к 1-му дивизиону базовых тральщиков. 30 ноября 1939 года он сопровождал конвой с войсковыми транспортами на захват островов Финского залива.
Тральщик обеспечивал выходы линкоров на обстрел финских батарей, проводил контрольное траление на рейде порта Палдиски. И все это в ледовых условиях. В 1940 году «Гафель» тралил мины на Ладоге и у полуострова Ханко. Следующей зимой тральщик прошел капремонт на Усть–жорской верфи.
22 июня 1941 года «Гафель» находился в Кронштадте, командовал кораблем старший лейтенант Е.Ф. Шкребтиенко.
Уже 23 июня тральщик сопровождал транспорт «Казахстан» из Кронштадта в Таллин, при этом отразил первый немецкий авианалет. 24 июня тральщик обнаружил выставленное противником заграждение к западу от острова Вайндло, а к северу от мыса Юминда была разоружена и доставлена на базу плавающая мина.
16 июля тральщик вместе с другими кораблями поставил минные заграждения на Сескарском рейде. Потом «Гафель» выполнял задачи в Рижском заливе и Моонзунде.
23 июля тральщик протралил дорогу для конвоя в проливе Муху–Вейн. Во время стоянки в Ханко 30 июля по тральщику было три прямых попадания малокалиберными снарядами, были повреждены палуба, корпус, некоторые механизмы и устройства.
9 августа тральщик встречал и провожал в Кронштадт возвращавшиеся из боевого похода подводные лодки «К–3» и «Щ–308». 11 августа «Гафель» занимался спасением погибшего на минах минного заградителя «Суроп», затонувшего на переходе из Таллина в Моонзунд. 24 августа на тральщике в Таллин из Ораниенбаума были доставлены авиабомбы.
Во время Таллинского перехода «Гафель» 28 и 29 августа в отряде главных сил обеспечивал минную защиту крейсера «Киров». В ходе сопровождения тральщик потерял оба трала и получил повреждения от близкого взрыва.
В сентябре «Гафель» занимался созданием минных заграждений, вплоть до Готланда. 5 октября Т-205 сопровождал катера и шлюпки десанта в Новый Петергоф. 7 октября тральщик отправили за ранеными на остров Родшер, несмотря на шторм и пургу «Гафель» задачу выполнил.
.
В ноябре советскому командованию пришлось эвакуировать базу в Ханко, «Гафель» вошел во второй отряд (эсминцы «Суровый» и «Сметливый», четыре быстроходных тральщика и четыре катера МО) капитана 2–го ранга В.М. Нарыкова. Флагман- «Сметливый».
В ночь с 3 на 4 ноября отряд вышел, утром 4-го ноября все корабли отряда прибыли в Ханко и приступили к погрузке войск, было принято на борт 2107 солдат и командиров. Вечером, в 19-00 отряд покинул Ханко. Обратный рейс был и труднее и опаснее. Переход проходил в ледовой обстановке, под прицелом финских батарей, с опасностью от авиации, подводных лодок и торпедных катеров немцев и финнов.
Несмотря на ясную погоду конвой отклонился от прохода между минными полями, подвели навигационные приборы. Около 23-00 в трале у «Гафеля» взорвались две мины. В 23-07 раздался взрыв в параване у «Сметливого». Эсминец потерял ход. Конвой продолжил движение, а на помощь флагману был направлен «Гафель».
В 23-20 «Сметливому» удалось выйти на малый ход, он попытался догнать конвой и пристроиться ему в кильватер. Но в 23-25 второй взрыв произошел в районе носового мостика, затем сдетонировал боезапас в третьем погребе, у эсминца оторвало полубак. Оторванная носовая часть через 12 минут затонула. «Гафель» подошел на помощь, но взрывом третьей мины корпус разорвало надвое. Передняя теперь часть, с тремя котельными отделениями, затонула сразу. На поверхности осталась только корма.
Около 00-20 «Гафель» ошвартовался к корме «Сметливого» и начал снимать людей, подошедшие три "морских охотника" поднимали людей из воды. За 25 минут тральщик принял всех уцелевших. Теперь на нем кроме 249 бойцов из Ханко оказалось еще около 350 человек с погибшего эсминца ( 80 членов экипажа и 270 бойцов с Ханко), всего 620 человек при штатном экипаже в 160. Тральщик осел и потерял в остойчивости. К этому времени море посвежело до 4 баллов, надежность магнитного компаса вызывала сомнения и вместо 100 миль до Гогланда командир выбрал возвращение в Ханко-50 миль. МО также направились в Ханко.
Четыре часа пришлось ждать на якоре. Самостоятельно войти в порт тральщик не мог, коды его радиосвязи не совпадали с кодами базы в Ханко (у Ханко был 4–значный шифр, у кораблей ОВРа главной базы — 3–значный). Тральщик был обнаружен постами СНИС и в 7-57 встречен канонерской лодкой «Лайне». В Ханко людям пришлось вновь возвращаться на берег, многим-после принудительного купания.
В итоге тральщик простоял на базе до 22 ноября. После прибытия минного заградителя «Урал», транспорта и четырех БТЩ был сформирован конвой и 22 ноября «Урал» и четыре БТЩ, в том числе «Гафель» покинули Ханко. Утром 23 ноября отряд прибыл на Гогланд.
«Гафель» был в составе последнего отряда (два эсминца, турбоэлектроход, пять БТЩ и семь катеров МО), отправленного на Ханко 29 ноября. К 7-30 30 ноября отряд без потерь прибыл на Ханко. Пока грузились на корабли оставшиеся защитники полуострова, «Гафель» в ночь на 2 декабря забрал последних защитников острова Осмуссар, около 350 человек, и перевез их на Ханко.
2 декабря в 21-00 отряд, с последними защитниками Ханко на борту вышел на Гогланд. Ночью 3 декабря на трех минах подорвалось самое большое судно отряда, турбоэлектроход «И. Сталин», на котором находились 5200 эвакуируемых. Судно получило тяжелые повреждения и лишилось хода.
«Гафель» протралил вокруг транспорта, чтобы эсминец «Славный» мог взять его на буксир, однако когда с эсминца подали трос, нос транспорта был уничтожен взрывом и судно носом начало тонуть. Тральщик подошел вплотную к борту «И. Сталина», на него в панике стали прыгать люди. Тральщик был загружен еще на Ханко, приняв еще около 160 человек, он отошел и вместе с эсминцем и БТЩ–215 направился на Гогланд. Головным с тралом шел «Гафель». На Гогланд они прибыли 3 декабря в 18-50.
4-5 декабря корабли с Гогланда перебазировались в Кронштадт, а затем приступили к эвакуации войск с Гогланда. Вечером 8 декабря «Гафель» покинул Гогланд в составе последнего конвоя.Идти пришлось через лед при –27 °С. Однако конвой в Лавенсари не встретили обещанные ледоколы, кораблям пришлось идти самостоятельно, ведя на буксире торпедные катера и охотники.
Через две мили от Лавенсаари льды раздавили буксируемый «Гафелем» торпедный катер ТКА–12. Экипаж удалось спасти.
Утром 10 декабря, наконец, подошел ледокол «В. Молотов» и привел караван в Кронштадт. За два похода «Гафель» доставил с Ханко 632 человека.
За 1941 г. «Гафель» 78 раз выходил в море, выполнил 70 всевозможных операций. 137 дней он провел в походах, пройдя 9929 миль. Прошел с тралами 4584 мили, провел через минные поля противника и эскортировал 77 кораблей и судов. Подсек и уничтожил 30 мин, выставил 140 мин и защитников, перевез 2815 раненых и эвакуированных. Экипаж тральщика спас 552 (по другим данным 1040 человек было спасено с затонувших кораблей) человека с тонущих судов. Производил артиллерийские обстрелы берегов, занятых противником. 30 суток находился в дозоре у берегов занятых противником. 17 раз подвергался налету вражеской авиации. На тральщик сброшено 62 авиабомбы. 9 раз подвергался обстрелу береговыми батареями противника.
Приказом наркома ВМФ от 3 апреля 1942 г. № 72 экипаж тральщика Т-205 («Гафель») был удостоен звания гвардейского.
2 июня 1942 года «Гафель» перешел из Ленинграда в Кронштадт. Первым боевым заданием в 1942 году стала поддержка десанта на остров Соммерс. Этот десант организовал каперанг Левченко, разжалованный из адмиралов за провал в Крыму. Ему позарез надо было реабилитироваться небольшой удачной операцией. Гордей Иванович очень торопился.
Операция была плохо организована и продумана, реакция на изменения слабая и запоздалая.
Опрометчиво оставленный в ноябре 1941 года советскими войсками островок в Финском заливе был занят финскими войсками, на нем оборудованы позиции и береговые батареи. Гарнизон-92 человека, 5 орудий (два калибра 75-мм, три калибра 45-мм), 7 20-мм зенитных автоматов, 2 81-мм миномёта, 7 тяжелых и 5 легких пулемётов.
Десант был высажен с 4 сторожевых и 7 торпедных катеров в ночь на 8 июля. Финны потопили 1 торпедный катер ТК-71, ещё один (ТК-121) сел на камни, был оставлен экипажем и затем уничтожен артиллерией финнов. Повреждены огнём 3 торпедных катера и 2 катера «малый охотник», среди членов экипажей были убитые и раненые. Высадиться удалось 164 десантникам. К берегу катера не могли подойти из-за камней, а глубина была до 10 метров. Около 70 человек утонули при высадке. Один катер вернулся, не смог подойти к берегу.
Финны прислали канонерские лодки «Уусимаа» и «Хямеенмаа», 5 сторожевых катеров. В бою с ними погиб ТК-113. Финская авиация повредила один торпедный катер, а советские летчики — два катера и добились прямого попадания бомбы в канонерскую лодку.
Вскоре стороны получили дополнительные корабли- наши прислали канонерскую лодку «Кама», 4 торпедных катера, 5 сторожевых катеров, немцы-отряд тральщиков. В ходе морского боя еще один советский торпедный катер ТК-22 был потоплен.
Финны около 11-30 8 июля выгрузили 109 человек подкрепления с канонерской лодки «Турунмаа» и 8 катеров. К 16-40 три советских торпедных катера, наконец, высадили 57 человек подкрепления и забрали 23 раненых. При отходе береговой артиллерией был потоплен торпедный катер ТК-31.
К вечеру 8 июля на канонерской лодке «Кама» вышли из строя оба орудия главного калибра. К этому времени подошли сторожевой корабль «Буря» и базовые тральщики Т-205 «Гафель» и Т-207 «Шпиль». Но к врагу тоже подошли финские минные заградители «Риилахти» и «Роутсинсалми», немецкая плавбатарея «SAT 28» («Ост»), плавбаза (тендер) «Неттельбек», тральщик «М 37».
9-10 июля «Гафель», СКР «Буря» и Т–207 «Шпиль» обстреляли остров и финские корабли. Тральщик при этом получил два попадания с финской канонерской лодки, пробило правый борт в корме, вышло из строя рулевое управление, затоплено румпельное отделение. В свою очередь у финнов были повреждены тральщик и торпедный катер. Но высадить подкрепление не удалось.
К полудню 10 июля бои на острове прекратились, десант погиб. В ходе морских боев возле острова погибли торпедные катера ТК-83 и ТК-123.
В ночь на 11 июля операция была прекращена, все советские корабли возвращены на базу.
Результатом операции (командующий-разжалованный адмирал Левченко) стали потеря десанта, 359 убитых, пленных и утонувших, 63 раненых, потоплено 7 торпедных катеров и 1 «малый охотник», повреждены базовый тральщик, 10 торпедных, 5 сторожевых, 5 иных катеров. Сбито 4 советских самолета.
Потери противника- финская армия- 15 человек убитыми и 45 ранеными, флот — 6 убитых и 18 раненых, немцы-6 раненых. Позже финские потери были установлены в 129 человек. Признаны повреждения тральщика «М-18», канонерских лодок «Хямеенмаа» и «Турунмаа», нескольких катеров. Потопленные по отчетам советских летчиков и моряков корабли ни финны ни немцы не признали.
Остров оставался под финнами вплоть до выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 года. Они его дополнительно укрепили и выставили вокруг минные заграждения.
P.S. У Левченко все потом было хорошо.
«Гафель» с 28 июля базировался на Лавенсари и с 30 июля проводил траление на Восточном Гогландском плесе. 5 августа он сел на камни у Лавенсари с затоплением машинного отделения и румпельного отсека. Сняли его только 14 августа и отправили в Кронштадт на ремонт.
В октябре 1942 года командиром «Гафеля» был назначен капитан 3–го ранга А.В. Соколов.
23–28 мая 1943 года «Гафель» совместно с другими БТЩ занимался выводом на позиции подводных лодок «С–12» и «Щ–406». 6–11 июня в составе отряда тральщиков он обеспечивал встречу в районе острова Лавенсари возвращавшихся с позиций подводных лодок «Щ–303» и «С–12» и проводку их в Кронштадт.
В октябре -ноябре 1943 года обеспечивал прикрытие огнем артиллерии катерных тральщиков в районе Восточного Гогландского плеса. 30 октября «Гафель» совместно с Т–217 подавили батарею противника на острове Б. Тютерс, открывшую огонь по нашим катерным тральщикам.
В декабре 1943 - январе 1944 года Т–205 обеспечивал перевозку 2–й ударной армии на Ораниенбаумский плацдарм. В июле 1944 года он перевозил стрелковые части на Карельский перешеек. 1 августа 1944 года при отходе от причала в бухте Ола–Лахт задел винтами затонувший плот и вынужден был встать в док.
В октябре-ноябре 1944 года «Гафель» сопровождал корабли флота на переходе в наши новые базы, финские базы Котку, Турку и Порккала–Удд. В 1945 году он обеспечивал проводку подводных лодок на позиции и обратно.
«Гафель» участвовал в послевоенном тралении Балтики. 1 сентября 1955 года он был исключен из боевого состава флота. И стал баржей для перевозки боеприпасов...
Базовые тральщики оказались очень нужными кораблями для флота, помимо прямых обязанностей, они сопровождали конвои, перевозили войска, высаживали десанты, поддерживали их огнем, боролись с подводными лодками противника и сопровождали свои. Из 40 тральщиков этого типа 17 погибли в боях.
Корабли имели хорошую мореходность, относительно большую дальность плавания, высокую живучесть (они выдерживали взрыв мины в 7-10 метрах и попадания 100 кг авиабомб).
К недостаткам можно отнести малую автономность, медленную выборку паравана, высокую парусность, зарываемость в волну, рыскливость в свежую погоду (критично при тралении), слабая маневренность (циркуляция в пять корпусов), большая осадка и слабая остойчивость.
Больше, лучше, подробнее здесь:
Гвардейский военно-морской флаг «Гафеля» с 1976 года носил рейдовый тральщик Т-205 проекта 266 , 1964 года постройки. Входил в состав ДКБФ. 1 марта 1993 года тральщик исключили из списков флота и поставили на отстой. 12 мая 1994 года он затонул после пожара. Впоследствии корабль подняли и в Таллине разобрали на металл.
В феврале 2015 года газета "Страж Балтики" сообщила, что тральщик БТ-212 проекта 12650Э 1991 года постройки получит новое название «Гафель». Однако в декабре 2017 года кораблю присвоено имя города Новочебоксарск.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам