Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Переходный возраст» - дивная Проклова, любовь и поэзия эпохи

Этот фильм не так популярен, как «Доживём до понедельника» (1968), ибо откровенно слабее, хотя, с исторической точки зрения тоже интересен. «Переходный возраст» (1968) с отроковицей Еленой Прокловой был снят по книге киевского писателя Владимира Киселёва «Девочка и птицелёт» (1966), но повесть и киноверсия – это, как говорится, «две большие разницы».

Обложки книги Владимира Киселёва «Девочка и птицелёт». Взято в букинистическом разделе Озона.
Обложки книги Владимира Киселёва «Девочка и птицелёт». Взято в букинистическом разделе Озона.

Мало того, что Оля Алексеева в этих сюжетах …разная (в фильме более чувственная и взрослая), так ещё и действие перенесено в Волгоград, а «Девочка и птицелёт» — это любование советским, русским по духу (!) городом Киевом. Фон там играет важнейшую роль.

Поэтому здесь будет обсуждение работы сценаристов Александра Хмелика и режиссёра Ричарда Викторова, которые сделали нечто своё и «по мотивам». Итак, девочка Оля – троечница, которая, тем не менее, увлечена химией и пишет весьма приличные стихи.

Кадр из фильма «Переходный возраст» (1968). Скриншот.
Кадр из фильма «Переходный возраст» (1968). Скриншот.

Она мечтательна, дружит с мальчиками, но уже готова полюбить. И, кажется, любит. Но пока всё это – наброски судьбы. В самом начале мы видим, как Оля и её подруга Лена затевают опасный эксперимент. Пока не химический. Впрочем… Одноклассник что-то им проспорил, а спорили на поцелуи в щёчку.

И вот смущённый парень целует сначала Олю, потом и Лену. Им – 14 лет. Они очаровательно-невинны, как и положено в эти лета. Потом, прознавшая об инциденте директор (она же – учитель химии) забавно поддевает Олю вопросом: «А что такое любовь?», на что девчонка отвечает: «Тоже химия», в чём оказывается права в какой-то мере.

Кадры из фильма «Переходный возраст» (1968). Скриншоты.
Кадры из фильма «Переходный возраст» (1968). Скриншоты.

И в этой кинокартине будет гораздо больше любовно-гуманитарных переживаний, чем птицелётов и науки. Это – веяние поздних 1960-х, когда общество, до этого обожавшее исключительно «физиков», вдруг обратилось к «лирикам», а воспоследовавшие 1970-е станут литературно-художественным десятилетием.

Точно так же в «Понедельнике...», до которого ещё нужно дожить, главным героем выступает мальчик-поэт Шестопал. Эффектно обыгрывается и название – вместо девочки с птицелётом возникает переходный возраст, когда человек самому себе не рад, а все ещё и ругают, высмеивают, подначивают.

Кадр из фильма «Переходный возраст» (1968). Скриншот.
Кадр из фильма «Переходный возраст» (1968). Скриншот.

Это ещё и переходный возраст тогдашнего общества, когда юношеский задор Оттепели угас …в силу того, что молодёжь, мечтавшая о яблонях на Марсе, повзрослела и, что называется, …разбилась о быт. Как и все советские фильмы, «Переходный возраст» - многослоен. Кстати, взрослые здесь не антагонисты, а помощники.

Это и отчим Ольги – крутой журналист-правдолюб, и писатель, по сути «вытащивший» девчонку в мир большой литературы, и та же химичка. Родители явлены, как поколение победителей в войне, отсюда неслучайна тема Волгограда и ветеранов, которые были тогда не старцами, но деятельным поколением, как мать Коли, бывшая партизанка.

Кадр из фильма «Переходный возраст» (1968). Скриншот.
Кадр из фильма «Переходный возраст» (1968). Скриншот.

Фабула выстроена, как тогда было модно – «в потоке». То есть нет чёткости, последовательности. Есть – дивная полупрозрачность бытия, лаконичная эстетика помещений, ветер, свет. Поэзия и поэтика. Волнение любви, которая и не любовь, а так - желание чувства, а не само чувство.

В детстве мне показалось, что всё тут смазано, точнее – явлено пунктиром, в отличие от той же книги! Какие-то обрывки впечатлений, а не события. Теперь эта вещь смотрится, как настроение эпохи. Переходной. Оттого вдвойне привлекательной своими нюансами.

Кадры из фильма «Переходный возраст» (1968). Скриншоты.
Кадры из фильма «Переходный возраст» (1968). Скриншоты.

Zina KorZina (c)

  • Cтатьи о фильмах 1960-х годов:

1. «Я шагаю по Москве» - фильм о не случившихся возможностях.

2. «Долгая счастливая жизнь» - самый жуткий фильм 1960-х.

3. «Июльский дождь», как символ эпохи.

4. «Каждый вечер в одиннадцать» - эстетика и любовь счастливого поколения.

5. «Происшествие, которого никто не заметил» - о красоте и самовосприятии.

6. «Живёт такой парень» - Паша Колокольников VS Афоня.