Скажу сразу, это была моя идея-фикс. Не ради заработка - на своих цветах я за это же время заработала бы гораздо, на порядок, больше. Но вот уже второй год у меня какая-то навязчивая идея, спортивный интерес, если хотите: попробовать продать рассаду.
Возник он при взгляде на то, какое убожество каждую весну продают так называемые “бабушки” на рынке. В кавычках, потому что там, конечно, далеко не только бабушки, а вполне себе молодые люди, в том числе много мужчин, и даже целые семейные бизнесы, но убожество у всех одинаковое. И люди ведь берут! Чуть ли не в очередь выстраиваются.
Я терпеть не могу оценочных суждений и тем более не хочу обесценивать чужой труд, но я слишком люблю растения, поэтому да - убожество. И с тех пор, как увлеклась продажами на Авито, я в этом мнении только укрепилась: процентов восемьдесят, наверное, из того, что предлагают под заголовком “рассада” доверчивым начинающим огородникам это горе горькое и несчастный стыд. Из серии “на тебе Боже, что нам негоже”. Это в целом, а у нас в Подмосковье еще есть в частности: “москвичи приедут и все купят, у них денег некуда девать”. При этом под словом "москвич" в таком контексте обычно имеется в виду не географическая принадлежность, а скорее умственная: этакий городской дурачок, не понимающий настоящий жизни, зато с кучей бабла, которым там у них в Москве буквально улицы выстилают, поэтому готовый втридорога покупать все "деревенское", "натуральное" и "свойское".
Для меня огород это не заработок и средство пропитания, а мое любимое хобби, причем хобби не дешевое. Поэтому я каждый год тщательно подбираю сорта, покупаю дорогие современные семена - это когда в пакетике за 200 руб. в лучшем случае пять семечек, а то и три, самостоятельно мешаю грунт из разных, тоже недешевых ингредиентов, заморачиваюсь с подсветкой, влажностью и температурным режимом. А в этом году у меня тем более была возможность поселить рассаду в целый отдельный дом, где пока никто не живет, поэтому я могла обеспечить ту температуру, которая комфортна растениям, а не людям. Для тех, кто далек от темы: стандартные +25 на подоконнике городской квартиры, которые превращаются во все 30, если под подоконником жарит батарея, и все 45, когда в марте на него начинает светить солнышко - это ад и ужас для любых растений. Оптимальная температура для нормальной вегетации большинства растений - это 18-20 градусов и постоянный приток свежего воздуха, в квартире такое обеспечить крайне сложно. Ну и разумеется, никакой химии, так как ращу для себя. А вот регулярные обработки от вредителей и болезней - обязательно, так как у меня большая коллекция растений.
Пишу это не для того, чтобы показать, какая я вся правильная и умная, а остальные дураки, а чтобы показать, как непросто мне конкурировать с обычными продавцами рассады, у которых это дело поставлено на поток. Потому что там это обычно выглядит так: в феврале покупают в "Пятерочке" пару болгарских перцев и помидоров покрасивее, берут из них семена и сажают сразу сотни штук. В лучшем случае покупают так называемые “профсемена”. От обычных этот “проф” отличается тем, что это большая фасовка по несколько сотен или тысяч семян одного сорта. Соответственно, цена одного семечка ничтожная, но и сорта самые обычные, неинтересные. Все это сотнями сеется в общие лотки, естественно что-то не всходит, что-то всходит больное и кривое, что-то погибает в процессе, но что-то и вырастает. И вот это что-то продается по цене 20-25 руб. за штуку. Когда вы захотите купить, вам вилкой из общего лотка или кассеты отковыряют нужное количество корней и положат в целлофановый пакетик. А у меня только себестоимость одного семечка 40-50 рублей! И каждое растение с самого начала растет в индивидуальной таре минимум 0,5 литра, с наклеенной биркой сорта.
Собственно, из-за этой индивидуальной тары в прошлом году мой план по продаже излишков рассады провалился еще не начавшись. У меня для всей рассады есть наборы многоразовых горшков разного объема со съемным дном - это очень удобно, при пересадке корни не повреждаются, и растение даже не понимает, что его куда-то пересадили, не тратит силы на адаптацию. Кроме того, это эстетично, меня в прямом смысле слова трясет от всех этих баночек от сметаны и майонезных ведерок на подоконниках. И когда я излишки рассады раздавала подругам, они мне эти горшки всегда возвращали. А если продавать незнакомым людям, не буду же я потом за ними бегать с просьбой вернуть тару. Стоимость хорошего качественного набора горшков с поддоном начинается от 500 руб. за 10-12 штук, при самых скромных раскладах их нужно штук 50-70, если каждый год покупать новые - это безумно дорого, получается довольно глупое с экономической точки зрения мероприятие.
Поэтому в этом году я этот момент продумала заранее. Конечно, оптимальным вариантом в духе экопотребления и второй жизни вещей было бы с зимы копить баночки от сметаны, но признаюсь честно - идея превратиться в бабку с заваленной пустыми баночками кухней меня пока пугает больше забот об экологии. Да и неудобно рассаду в этих баночках растить - слишком много места занимают, а при пересадке неизбежно травмируются корни. Вместо этого купила ПВХ пакеты для рассады: 100 штук за 240 рублей, вот такие:
То есть 2 руб 40 коп за штуку - отлично, и по функционалу тоже мне очень понравились. Плотно встают в поддон, так что ни один драгоценный сантиметр подоконника не пропадает, удобно поливать, удобно пересаживать. В многоразовые горшки посадила только минимум, про который точно знала, что оставлю себе, а все остальное в эти пакеты.
Когда пришло время, пересчитала все, что выросло, что себе - то оставила себе, а остальное рассортировала, тщательно во всех сторон пофотографировала и выложила на Авито три разных объявления. Одно с перцами, второе с баклажанами и третье тоже с баклажанами, но не поштучно, а наборами из разных сортов. Вот так получилось:
Это второе:
И третье:
Конечно, можно было бы не заморачиваться, а напихать все в одно объявление под одним заголовком “Рассада” - как делают большинство продавцов на Авито (а потом удивляться, что ничего не продается). Но мне хотелось поэкспериментировать, как говорят рекламщики “проверить разные гипотезы”, и для этого напихать в заголовки побольше слов. А еще перечислить в описании все сорта, потому что многие продвинутые огородники ищут именно конкретные сорта, и для одного объявления текст получился бы слишком длинный.
Знаю, что многие продавцы рассады этим себя не утруждают и просто фотографируют пакетики от семян, на которых видно названия сортов. Но в этом случае название увидит только тот, кто уже зашел в объявление и начал листать. И текст, набранный буквами в описании, индексируется поиском, то есть человек, который написал в строке “перец Тавиньяно” или “перцы от Партнера” с большой долей вероятности увидит мое объявление, даже если в заголовке нужного слова не будет. Да, большинство огородников настолько не заморачиваются, ну так они, скорее всего и на Авито не пойдут, а купят у бабули на рынке что попало за 20-25 рублей.
А еще мне было интересно поэкспериментировать с порядком фотографий. Для каждого из трех объявлений у меня был одинаковый набор картинок: все растения общим планом, крупным планом вершки и корешки, пакетики с семенами и примеры овощей из моих прошлогодних урожаев. И конечно был велик соблазн первой поставить именно красочные фотографии уже выросших овощей, чтобы глаз цеплялся именно за них.
Но вроде как это не совсем честно: продаю-то я рассаду, а не готовые овощи, поэтому логично на первое место ставить фотографию самой рассады, а потом уже все остальные. Долго я ломала голову над этой этической задачкой, но потом решила, что разок можно поступиться этикой ради практического кейса, которым я потом с подписчиками поделюсь. Зря что ли я что ли этот блог завела и пообещала делиться лайфхаками, как больше и успешнее продавать. Вот, в общем, делюсь, это скриншот всех трех объявлений со статистикой:
Мне кажется, тут можно даже больше ничего не писать, и так по цифрам все видно. Женщины любят ушами, а покупатели в интернете глазами. Гораздо больше внимания получили объявления, где на заглавной фотке были не унылые зеленые ростки, а яркие цветные картинки.
Всего у меня было шесть покупателей, из них пять написали именно по объявлению с разноцветными баклажанами. Уже в процессе они просили добавить в заказ еще и рассаду из других объявлений, но факт - побудило написать их именно это. Мало того, желающих на эти наборы было больше, просто у меня не так уж много излишков. Была даже мысль по подругам, которые как и я каждый год маются, кому бы лишнюю рассаду всучить, собрать все излишки и их тоже продать, но у нас резко похолодало, поэтому пока перерыв. Впереди три ночи заморозков, надо посмотреть, что выживет, а то может самой еще придется новую рассаду покупать. Правда, пока даже предположить не могу, где это можно было бы сделать. Посмотрев, что и как другие продают на Авито, я почему-то совсем не удивлена, что у людей ничего не продается. Вот только несколько самых характерных примеров. Скриншоты специально оставила длинными, чтобы было видно описание:
Классика жанра: ни цены, ни названий, ни размеров, ни-че-го. И это, по-моему, самый распространенный тип объявлений на Авито: ужасно занятой продавец, у которого нет ни секундочки времени пару лишних слов чиркануть, а у покупателя, конечно же, времени вагон, так что не сахарный - позвонит и сам все узнает, ему ж больше надо.
Ну тут хоть написали, что перец и помидоры, и на том спасибо. А то вдруг манго и папайя, а никто не догадается без подсказки.
А я-то и не знала, что главная характеристика рассады - это не название сорта, а размер. У меня для таких продавцов есть лайфхак: ставьте рассаду в самое темное место в квартире, можно прямо под кровать, и через пару-тройку дней она у вас будет размером полметра. Можно в два раза дороже продавать. А люди, которые специально досвечивают растения, тратятся на фитолампы и электроэнергию, потому что от нехватки света растения вытягиваются и ослабевают - просто дураки.
Может показаться, что это объявление от того же продавцы, что и перед этим, но нет: я специально по одной букве от имени оставила, чтобы было видно - это разные люди. Но похоже я действительно чего-то не понимаю в этом бизнесе, потому что вот уже второй человек главной характеристикой рассады считает размер. А сорта, названия, грунт - это все такая ерунда, право слово, ну зачем покупателю это знать, да?
Покупатели - они ведь тупенькие. Вдруг прочитав заголовок и увидев цену с первого раза не поняли? Надо еще раз все то же самое в описании продублировать.
Ну и напоследок мое любимое: вообще-то список сортов и дополнительные фотографии у меня есть, но это военная тайна и вот так просто выложить их в общий доступ ну никак нельзя. Ознакомиться с такой ценной информацией позволительно только тому, кто хорошо попросит. Жаль, не указали, как нужно оформить запрос, и нужно ли справку из кожвендиспансера прилагать.
Всем хороших выходных и успешных продаж!