Сегодня, когда натыкаешься в сети на рассуждения о рок-музыке, нередко можно встретить высказывания, где подвергается сомнению историческое место The Beatles, Led Zeppelin и ряда других икон этого жанра. Консенсус достигается только в том, что первые были величайшей группой 60-х годов, а Led Zeppelin – 70-х. А ведь были ещё и The Who, также вкусивших изрядную долю успеха от общего пирога, причём, как в одном десятилетии, так и в другом. Они тоже сделали немало открытий в зарождающуюся стилистику – одни только рок-оперы чего стоят.
Что "Битлз" думали об этих ребятах, считали ли их своими конкурентами, нравилась ли им их сложная тяжелая музыка? Давайте попробуем выяснить. Есть мнение, что Пол Маккартни благоволил The Who, и что Джону нравились Led Zeppelin. И у Джорджа тоже есть свои истории с "Цеппелинами", как у Ринго – с The Who. Здесь, конечно, не полный и исчерпывающий список их высказываний и акций, но и это довольно занятно.
Кто такие
Обратимся к ранним годам "Битлз". Строго говоря, после наступления всеобщего сумасшествия "битломании" ребята, хоть и поглядывали с интересом по сторонам, вряд ли болезненно воспринимали проявления чужого успеха. Они даже помогали в раскрутке других исполнителей, как тех же "Роллингов". Первый сингл The Who – "Zoot Suit" вышел в 1964-м. На следующий год "Таунсенд и Ко" выпустили ещё ряд синглов и первый полноценный альбом, причём три их песни попали в "Топ-10" британских чартов. Это были "Can't Explain", "Anyway Anyhow Anywhere" и "My Generation", ставшая №2 в "UK Singles Chart".
Не могу тут не отметить пикантный момент. Угадайте, какая группа не позволила The Who занять первое место в Великобритании в 1965-м? "Битлы", "Роллинги"? Никогда не догадаетесь...Это была австралийская группа The Seekers с композицией "The Carnival Is Over". Я просто настоятельно рекомендую послушать эту песню. Ничего не напоминает? Подпеть не хочется, только уже на родном языке? Уверен, слова, написанные в позапрошлом веке Дмитрием Садовниковым тут же всплывут из ячеек памяти. Да, это же "Из-за острова на стрежень" на музыку, считающуюся у нас народной. В австралийской интерпретации на слова Тома Спрингфилда наш фольклор о Стеньке Разине успешно подвинул всех в "UK Singles Chart" в ноябре 1965 года.
Но вернёмся к нашему вопросу. В 1965 году Пол Маккартни похвалил The Who как молодую группу, которой он восхищался больше всего. В декабре 1966 года The Who выпустили свой второй альбом "A Quick One". В отличие от других пластинок The Who, где гитарист Пит Таунсенд был основным или единственным автором песен, "A Quick One" включает в себя вклад в песнетворчество всех участников группы: певец Роджер Долтри написал одну песню, а басист Джон Энтвистл и барабанщик Кит Мун создали, аж, по две. Альбом занял 4-ю строчку в Великобритании, а сингл "Happy Jack" поднялся на 3-ю строчку в "UK Singles Chart" и на 13-ю – в американских "Billboard Hot 100". Причём, в британском издании этой песни на альбоме не было.
Зато на пластинке присутствовала великолепная кавер-версия "Heat Wave" трио Holland–Dozier–Holland, мрачный хит Энтвистла "Boris the Spider", а завершала альбом 9-минутная песенная сюита из 6 частей "A Quick One, While He's Away" – прото-прогрессив-роковая "концептуальная пьеса", которую Пит Таунсенд назвал "мини-оперой" и предтечей великой рок-оперы 1969 года "Tommy".
Пол Маккартни был просто очарован "A Quick One, While He's Away" и отмечал её как концептуальное произведение. В своей книге о рецензиях на классические рок-песни "Притворись, что ты на войне" Марк Блейк пишет, что Пит Таунсенд сообщил, что встретил Пола Маккартни где-то в конце 1966-го – начале 1967-го. Пит утверждает, что Пол остановил его и поведал, что "действительно находится в восторге от альбома в целом" и что Маккартни особо выделил эту "мини-оперу".
Таунсенд вспоминал, как Пол сказал, что "A Quick One, While He's Away" – это "именно того рода материал, над которым бились и The Beatles". Маккартни также сообщил, что "Битлз" "работают над созданием своей собственной мини-оперы". Как мы помним, 26 мая 1967-го выйдет концепт "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" – такая же по сути "мини-опера".
Теперь перенесёмся в январь 1969-го на сессии "Get Back (Let It Be)" в Твикенхемскую студию. Нас интересует период, когда Джон, Пол и Ринго были там в течение 10-ти дней без Джорджа Харрисона, который вдруг ушёл из группы. Как Джордж позже писал в "Антологии":
"Они (прим. – имеется в виду съёмочная группа) снимали, как мы ссоримся. До драки так и не дошло, но я подумал: "Какой в этом смысл? Я вполне способен быть относительно счастливым сам по себе, но я не способен быть счастливым в этой ситуации. Я ухожу отсюда". Все прошли через это. В какой-то момент Ринго ушёл. Я знаю, что Джон хотел уйти. Это было очень, очень трудное, напряженное время, и быть заснятым на видео, когда все ещё и ссорились, было ужасно. Я встал и подумал: "Я больше этим не занимаюсь. Я ухожу отсюда". Итак, я взял свою гитару, пошел домой и в тот же день написал "Wah-Wah".
Стало душно, так что, хотя предполагалось, что этот новый альбом отойдет от такого типа записи (мы собирались вернуться к живым выступлениям), это всё равно была очень похожая ситуация, когда у каждого уже было в голове то, чего он желал. Пол хотел, чтобы никто не играл на его песнях, пока он не решит, как все должно звучать. Для меня это было что-то вроде: "Что я здесь делаю? Это больно!" Затем ещё на всё это наложилась Йоко, и в то время это были негативные флюиды. Джон и Йоко оказались в затруднительном положении. Я не думаю, что он сильно хотел тусоваться с нами, и я думаю, что Йоко выталкивала его из группы, поскольку она не хотела, чтобы он тусовался с нами".
Ту ситуацию описал и Ринго Старр:
"Джордж ушёл, потому что у них с Полом была бурная дискуссия. В тот день они не поладили, и Джордж решил уйти, но он не сказал ни Джону, ни мне, ни Полу. Утром возникло некоторое напряжение, и споры все равно продолжались, так что никто из нас не понял, пока мы не пошли обедать, что Джордж ушёл домой. Когда мы вернулись, его все еще там не было, поэтому мы начали яростно глушить. Пол вставлял свой бас в усилитель, Джон был выключен, а я играл на каких-то странных барабанах, чего раньше не делал. Как правило, я так не играю. В то время наша реакция была очень, очень интересной. И Йоко, конечно же, вмешалась; она была там"
Итак, 10 января 1969 года, когда Джорджа уже не было в студии, оставшееся трио самозабвенно импровизирует какой-то неистовый "The Jam". То ли отрицая, то ли не веря ещё до конца в сложившуюся ситуацию, но три оставшихся "Битла" продолжали репетировать без Харрисона. Точно так же, как они работали когда-то над "Back In The USSR" и "Dear Prudence" без Ринго Старра,
Однако они играют что-то не "битловское". Удивительно, но Джон Леннон провёл остальных через ту самую мини-оперу The Who "A Quick One, While He's Away", чьё название – "По-быстрому, пока его нет" – явно отсылает к уходу Харрисона. В какой-то момент было слышно, как Джон саркастически воскликнул: "О'кей, Джордж, получи-ка это!"
Этот "The Jam", конечно, – не кавер-версия The Who, а свободная импровизация на основе этой песни. А вот, чтобы понять, почему же Джон выбрал именно эту композицию, необходимо вернуться в декабрь 1968-го, когда он в составе суперпроекта Dirty Mac вместе с Эриком Клэптоном на лид-гитаре, Китом Ричардсом на басу и Митчем Митчеллом на ударных сыграл версию "Yer Blues" из "Белого" альбома The Beatles. Всё это попадёт в шоу "The Rolling Stones Rock and Roll Circus", которое снимал всё тот же режиссёр Майкл Линдсей-Хогг, чья съёмочная группа и работала на этих сессиях "Get Back".
В рамках того же шоу-концерта "The Rolling Stones Rock and Roll Circus" группа The Who и сыграла "A Quick One, While He's Away". Леннон слышал, конечно, песню и раньше, но "живая" версия, по-видимому, произвела на него такое неизгладимое впечатление, что завладела на определённое время его вниманием до такой степени, что спустя месяц заставила воспроизвести её в "The Jam".
Есть ещё одна история Маккартни, касающаяся The Who. В 1967 году The Who выпустили альбом "The Who Sell Out", который включал великолепный сингл "I Can See For Miles", занявший 10-ю позицию в Великобритании, 8-ю – в США. Это был единственный сингл с данного альбома.
Позже песня войдёт в составленный "Залом славы рок-н-ролла" список "500 Песен, которые сформировали Рок-н-ролл". А тогда в одном из интервью Пит Таунсенд назвал "I Can See For Miles" "самой громкой, грубой, грязной и бескомпромиссной" в творчестве The Who. Это было расценено Полом Маккартни как вызов и вдохновило его написать со своей стороны песню "Helter Skelter", считающуюся одним из первых образцов прото-метала. Как он заявлял в одном из интервью:
"The Who записали трек, который был самым громким, самым хриплым рок-н-роллом, "самой грязной вещью", которую они когда-либо делали. И мы решили исполнить самый громкий, противный, "грязный" рок-номер, какой только могли” (прим. – обратите внимание, что Пол не назвал это песней)...
Одного-единственного абзаца оказалось достаточно, чтобы подтолкнуть меня к этому шагу. Я сел и за один присест написал "Helter Skelter", решив, что именно это будет самым громким, грубым и грязным в истории The Beatles… Мне захотелось создать нечто антисоциальное; нечто такое, чего мы никогда прежде не делали".
Итак, Пол Маккартни написал "Helter Skelter" – возможно, свою единственную "хэви-метал" песню, которую он исполняет и по сей день. Одна из великих песен Пола. Забавно вот что: когда он сочинял "Helter Skelter", он на самом деле ещё пока даже не слышал самой композиции "I Can See For Miles", а лишь читал рецензию на пластинку, где помимо прочего отмечались и эхо-эффект, и обратная связь, и реверберация. И вот, после того, как Маккартни написал "Helter Skelter", он купил тот самый альбом The Who и поставил "I Can See For Miles" на свой проигрыватель. И что же он слышит? Позже он отмечал:
"Я послушал их пластинку, и она была довольно обычной – я имею в виду традиционной, не эпатажной – и это было очень неожиданно... на ней вовсе не было кричащего, тяжелого магнитофонного эха или обратной связи, которые я ожидал услышать".
Вот и доверяй после этого рецензиям. Если бы та газета не попалась ему на глаза, или там не было бы того абзаца...скорее всего, мы бы так никогда и не услышали "Helter Skelter", как знать... В конце концов, The Who были в Великобритании своеобразной "фрик-бит-группой", и Пит Таунсенд называл стиль своей группы "пауэр-поп".
И, кстати, что касается появления на "Белом" альбоме The Beatles "Helter Skelter", по словам инженера "Apple studio" Брайана Гибсона, "Битлы" сделали 27-минутную запись трека – самую длинную запись за всю свою историю. Затем они подождали, пока Джордж Мартин "уедет в отпуск", а после "ломали голову" (прим. – скорее, из-за принимаемых веществ), чтобы записать сокращенную версию, которую в итоге и выпустили. Хриплый голос Пола определенно не скупился на "грязные" выкрики. И в конце, когда вы слышите, как Ринго кричит: "У меня уже волдыри на пальцах", он имел в виду кровавые мозоли на своих руках после того, как он усердно колотил по барабанам, записывая длинную версию композиции.
Как свидетельствует биограф группы The Who Марк Блейк, в книге "Притворись, что ты на войне", был ещё один эпизод в 1966-м, когда барабанщик The Who Кит Мун, после того как его избил Роджер Долтри, подошёл в лондонском клубе к Полу Маккартни за его столик и полусерьёзно попросился присоединиться к The Beatles. Пол на это сказал: "У нас уже есть барабанщик... тебе придётся спросить об этом у Ринго".
Кстати, в интервью 2020 года Маккартни назвал на его взгляд, трёх лучших барабанщиков всех времен: Ринго Старр, Джон Бонэм и Кит Мун – именно в таком порядке. А сам Кит Мун как-то раз похвалил Пола как барабанщика. По словам Пола:
"Кит Мун спросил меня, кто играл на барабанах на "Band On The Run". Я ответил, что это был я. Кит сказал: "Чертовски здорово!". В устах Кита это была высокая похвала для меня".
История взаимоотношений Пола Маккартни и Кита Муна закончилась самым естественным образом. 6 сентября 1978 года Мун был приглашён Полом Маккартни в качестве гостя на премьеру фильма "The Buddy Holly Story" – самому Бадди Холли как раз на следующий день должно было исполниться 42 года. После ужина с Полом и Линдой Маккартни в парке на Ковент-Гарден Мун со своей подругой, Аннетой Вальтер-Лакс, вернулся в свою квартиру.
Пара вернулась в Керзон Плейс около полуночи, и Мун сразу же заснул. Он проснулся в 7:30 утра, Аннет приготовила завтрак и они посмотрели телевизор. Ночной визит и прогулка дали о себе знать, и им снова захотелось спать. Аннет, зная, что пьяный Кит громко храпит, легла на софу, где и уснула. Когда она проснулась, в 15:40, Мун уже не подавал признаков жизни. Попытки искусственного дыхания ни к чему не привели. Было установлено, что Кит принял 32 таблетки "Клометиазола" – лекарственного препарата, прописанного ему для борьбы с алкогольной зависимость...Что ж, он от неё в конечном итоге и избавился...
Кит Мун был интересным персонажем. Конечно, и "Битлы" и "Ху" нередко пересекались, ведь они посещали одни и те же клубы, порой вместе "тусили". И самым компанейским в этом отношении как раз и был "оторва" Кит Мун. Буйный на сцене – не зря же его занесли в "Книгу рекордов Гинесса" как "барабанщика, разрушившего на сцене самое большое количество ударных установок", – он был не менее "отвязанным" и в быту. Ведь в 16 лет он бросил школу, в 17 лет уже стал рок-звездой, а в 21 – миллионером.
Балагур, шут и любитель круглосуточных гульбищ и эпатажных выходок, вместо того, чтоб пройти 200 метров до ближайшего бара, предпочитал летать туда на вертолёте. Помимо алкоголя он не сторонился и более сильных веществ, и на этой почве нередко "зависал" вместе с Брайаном Джонсом, Кейтом Ричардом и Джоном Ленноном.
Леннон и Мун
В 1973 году от Кита Муна ушла жена, забрав дочь, и начала встречаться с клавишником The Faces Йеном Маклэганом. Примерно тогда же Джон Леннон завёл романтические отношения с Мэй Пэнг – личным ассистентом его жены Йоко Оно. С санкции Йоко однажды в октябре 1973 года Леннон, Пэнг и кое-кто ещё покинули нью-йоркский дом Джона и отправились отдыхать на запад США. Отдых затянулся на целых 18 месяцев. Как Джон вспоминал в интервью:
"Я называю это своим "потерянным уик-эндом", который продолжался восемнадцать месяцев. Она сказала "Катись вон!" и выставила меня, когда мои "феминистские наклонности" слегка изменились".
Там же, в Лос-Анджелесе, в отеле "Beverly Wilshire" во второй половине марта 1974-го вместе с личным помощником Дугалом Батлером поселился и Кит Мун. Свою глубочайшую депрессию барабанщик врачевал, предаваясь жуткому разгулу в компании лёгких на подъём рок-аристократов: Джона Леннона, Ринго Старра, Гарри Нильсона, Кита Ричардса, Джо Уолша.
В период между мартом и маем 1974-го Джон Леннон попытался взять себя в руки, чтобы заняться производством пластинки "Pussy Cats" для своего друга Гарри Нильсона. Идея была такова – всех музыкантов, а среди них были сам Нильсон, Ринго Старр, Клаус Ворманн, Кит Мун и Джим Келтнер – "перевести на казарменное положение" в его доме в Санта-Монике. Джон полагал, что так они лучше "притрутся" друг к другу. Результат же был такой – одна вечеринка сменяла другую, и Кит был здесь далеко не последним.
В один из дней к ним заявились Пол и Линда Маккартни, транзитом через Нью-Йорк, где они навестили Йоко Оно. В отличие от Джона с Китом Пол принимал алкоголь ограниченно, а к кокаину так и вовсе оставался равнодушен. 28 марта 1974 года после изрядной порции горячительных напитков они заявились в лос-анджелесскую "Record Plant Studios", где Джон с компанией по обыкновению корпели над записью альбома Гарри Нильсона, и устроили джем-сейшн.
Пол Маккартни сидел за барабанами, Стиви Уандер – за клавишными, а у микрофона с гитарой стоял "под кайфом" не слышащий самого себя Джон Леннон. К ним присоединились Гарри Нильссон, Джесси Эд Дэвис с гитарой, Кит Мун, Мэй Пэнг, Бобби Киз с саксофоном и продюсер Эд Фримен, примеривший на себя бас. То, что последовало за этим, было не очень продуктивным. Похоже, Отсюда и название записи, где Джон Леннон недвусмысленно спрашивает: "Хочешь фыркнуть, Стив? Гудок? Это происходит по кругу". Он бормочет бессвязные скороговорки в микрофон, жалуется на звук в наушниках, иногда просит выпить и пытается заставить всех сыграть что-нибудь известное всем. Та запись выйдет бутлегом.
Потом Джон всё же встряхнулся, поняв, что без него всё остановится. В конце мая новая пластинка Нильссона была готова, Джон закончил её продюсирование в Нью-Йорке. Кит Мун отметился на трёх треках альбома, причём, на заключительном – "Rock Around the Clock" – барабанщики Ринго Старр, Кит Мун и Джим Келтнер играют все вместе, используя три отдельные ударные установки.
Три барабанщика
Ринго Старр был ещё одним другом и собутыльником Кита Муна. Но Ринго пытался и помочь коллеге по цеху из группы The Who справиться с алкоголизмом. В результате после очередного сеанса взаимного воздержания изрядно пьяного Кита высадили из самолета. Он ворвался в кабину пилота и принялся барабанить своими палочками по приборной панели...
И Ринго помог другу выпустить свой единственный сольный альбом – "Two Sides of the Moon" 1974 года. Он достиг 155-й строчки в "Billboard 200". Появление названия альбома, в котором была зашита игра слов (прим. – "Moon" на английском – это и "Луна" и фамилия Кита) было приписано Ринго Старру. Подобно трудностям, постигшим "Pussy Cats" на сессиях "Two Sides of the Moon" сказалось "ленивое и декадентское потакание своим желаниям, которое пронизывало суперзвездную сцену Лос-Анджелеса середины 70-х". Ринго спел на заключительном треке "Together" вместе с Гарри Нильсоном и самим Муном.
Вклад Муна в альбом состоял в основном из вокала. Он играл на барабанах только в трёх песнях, одновременно аккомпанируя сессионным барабанщикам. Джон Леннон подарил Киту для пластинки трек "Move Over Ms. L", а позже записал и свою собственную версию.
Старший сын Ринго, Зак, в возрасте восьми лет получил первую ударную установку от своего крестного отца, барабанщика The Who Кита Муна. Собственно, Кит тоже кое-что заложил в Зака, обсуждая с ним в его детские годы игру на барабанах. А сам папа дал своему сыну только один урок, но пытливому мальцу, как видно, хватило и этого.
В итоге, набравшись с годами мастерства, Зак поиграл на гастрольных турах с отцом, а также в группах The Icicle Works, Johnny Marr & The Healers, The Lightning Seeds и Oasis. Зак востребован как сессионный музыкант, а в настоящее время он является полноправным членом The Who, некогда группы своего крестного отца. Своей манерой он довольно точно передал бешеный дух и стиль игры покойного Кита Муна.
The Beatles и Led Zeppelin
В то время как группа Led Zeppelin образовалась в 1968 году, "Битлз" уже входили в спираль своей медленной кончины, хотя в то время ни окружающие, ни они сами, конечно же, этого ещё не знали.
25 января 1969 году на сессиях "Get Back/Let It Be" Джорджа Харрисона засняли, когда его спрашивали о Led Zeppelin. Джордж был бесцеремонен в своих комментариях:
"Джимми Пейдж – это тот, кто был с Yardbirds? Не то чтобы я возражал против психоделиков... (сразу же после этого он спросил, готов ли обед). И что касается Джона Бонэма, я думаю, что в прошлом году это он был на сеансе с Полом и еще несколькими людьми".
Звукоинженер и продюсер Глин Джонс в интервью "SiriusXM" вспомнил время, когда гитарист The Beatles Джордж Харрисон впервые отреагировал на Led Zeppelin:
"Я работал с The Rolling Stones примерно в то же время, когда была сделана пластинка "Led Zeppelin". Мы собирали в 1968 году "The Rolling Stones Rock and Roll Circus", это было телешоу, в котором участвовало много разных артистов. Сразу после того, как я закончил эту пластинку Led Zeppelin, я собирался на производственное совещание по этому телешоу "The Rolling Stones Rock and Roll Circus". Мы все обсуждали идеи о том, кто должен быть на нём, и я взял эту пластинку и сыграл её на совещании по продюсированию Мику (Джаггеру), сказав: "Джимми (Пейдж) собрал эту группу вместе с Джоном Полом Джонсом. Это будет просто потрясающе!" Но Мик не понял ничего из этого. Вероятно, и до сих пор ещё не дошёл до всего этого.
Я также работал с The Beatles и возвращался домой с сессии The Beatles – мы с Джорджем Харрисоном жили в одном направлении и проезжали мимо "Olympic Studios" в Лондоне, где я записал пластинку Zeppelin. Я сказал ему, когда мы уходили из "Apple": "Ты должен пойти со мной в "Olympic", чтобы я мог сыграть тебе что-нибудь". Я вызвал мастера, зашел в студию, в которой никого не было, и прокрутил ему фрагмент записи. И он тоже не понял ни одной стороны этого дела. Он подумал, что это было ужасно".
Это еще не все, 31 мая 1973 года Джордж Харрисон посетил шоу Led Zeppelin в Лос-Анджелесе – группа как раз праздновала 25-летие Джона Бонэма. Харрисон был впечатлен энергией и выносливостью группы – трехчасовой сет, подумать только! Джордж сказал тогда за кулисами:
"Черт бы меня побрал! Мы с The Beatles выступали лишь в течение 25 минут и могли иногда закончить и за пятнадцать".
На вечеринке после концерта барабанщик Джон Бонэм бросил Харрисона в бассейн – полностью одетым! ... Затем "Бонзо" втянул в это дело и жену Джорджа – Патти. Сообщается, что в тот вечер на вечеринке в отеле "Continental Hyatt House" также вылетел из окна столик. Это была типичная... тихая...скромная... почти семейная маленькая "цеппелиновская" посиделка! По свидетельству биографа Led Zeppelin Говарда Майлетта, Джордж Харрисон после той тусовки с группой, сказал, что это было похоже на ранние дни The Beatles с точки зрения того, как им всем было весело.
Из воспоминаний Пейджа:
"Однажды вечером Джордж разговаривал с Бонзо и сказал ему: "Проблема с вами, ребята, в том, что вы никогда не исполняете баллады". Я сказал: "Я сделаю ему балладу", – и написал "The Rain Song"... На самом деле, вы заметите, что я даже цитирую его "Something" в первых двух аккордах песни".
Однако существуют некоторые разногласия по поводу того, что именно и кем было тогда сказано. Как бы то ни было, Пейдж и Плант "приняли вызов", брошенный комментарием Харрисона, и группа создала балладу в "семь минут изысканной душевной боли". "The Rain Song" появится на пятом альбоме "Цеппелинов" "Houses of the Holy" 1973 года.
Теперь, что касается Джона Леннона и Led Zeppelin. На тех же сессиях 1969 года "Get Back/Let It Be" Джона также спросили о Led Zeppelin, и он сказал:
"На самом деле я мало что понимаю из того, что они делают. Но одно можно сказать наверняка: Джимми Пейдж – чертовски хороший гитарист".
Затем, вскоре после распада The Beatles, в 1970-м Леннон дал интервью "Hit Parader", в котором рассказал о некоторых новых группах того времени. Джон сказал:
"Знаете, я просто думаю, что это либо что-то, что мне нравится, либо не нравится, либо оно тяжелое, либо лёгкое. Мне нравится тяжелая музыка – я называю её роком. Мне нравятся Zeppelin. Я слышал только пару их песен, знаете, они – в порядке".
Пол Маккартни, Джон Бонэм и Led Zeppelin.
В 1975 году Пол фактически пригласил Джона Бонэма на сессии "Wings at the Speed of Sound", хотя версия "Beware My Love", на которой играл "Бонзо", была выпущена только десятилетия спустя. Когда трек, наконец, появился в качестве бонуса в переиздании альбома 2014 года, Пол с нежностью вспоминал об этой сессии. "Это было фантастически", – сказал он. "Бонэм всегда был в моей пятерке лучших барабанщиков, а также отличным другом и напористым барабанщиком". Как мы помним, позже в 2020-м он его назвал вторым после Ринго в списке "лучших барабанщиков всех времён".
В 1979 году, когда Маккартни работал над своим девятым студийником "Back to the Egg" – последним со своей группой Wings, – для записи трека "Rockestra Theme" он пригласил многочисленную звёздную группу музыкантов, получившей название "Rockestra". В их числе были басист Джон Пол Джонс и барабанщик Джон Бонэм из Led Zeppelin, а также помимо прочих гитаристы Пит Таунсенд из The Who (Пол и Пит Таунсенд были друзьями в течение некоторого времени), Дэвид Гилмор из Pink Floyd и Хэнк Марин.
"Rockestra Theme" была записана 3 октября 1978 года в "Abbey Road Studios" и выпущена как сингл во Франции.. Когда Wings в 1979-м выступали вживую на благотворительном концерте для помощи Кампучии, "Rockestra" снова собрались для исполнения "Rockestra Theme" на сцене. В 1980-м году "Rockestra Theme" получила премию "Грэмми" за лучшее рок-инструментальное исполнение.
Маккартни сказал, что Кит Мун должен был принять участие в "Rockestra", но умер за месяц до начала сессий записи. Вместо него появился Кенни Джонс, который заменил в The Who Муна на барабанах. Интересно, что единственным человеком, исключенным из супергруппы "Rockestra", был Джефф Бек. После того, как Маккартни пригласил его принять участие, Бек попросил предоставить ему право вето на его собственный гитарный вклад. Впоследствии Маккартни отозвал приглашение Бека.
Другой композицией альбома "Back to the Egg", в записи которой приняла участие новоявленная супергруппа, была "So Glad to See You Here". Её записывали пару дней – 3 и 4 октября 1978 года. Вместе с "Rockestra Theme" "So Glad To See You Here" была исполнена вживую только один раз – в 1979 году в " Хаммерсмит Одеон".
И посмотрите на тайминг 3:22 этого клипа 1976 года выпуска. Здесь съёмки с гастрольного тура "A Lovely Party on Tour" Пола Маккартни и Wings. Кто это парень с усами и в ковбойской рубашке? Правильно, это Джон Бонэм.
Однажды в 1971-м году Пол Маккартни, находясь в Нью-Йорке, побывал на аншлаговом концерте Led Zeppelin в "Мэдисон-Сквер-Гарден", а после познакомился с Джимми Пейджем. После распада The Beatles Маккартни работал над сольной карьерой. Пейдж рассказывал:
"Он говорил со мной об альбоме, который он записывал, о втором, "Ram". Мы обсуждали процесс написания песен. Маккартни рассказал о своем опыте написания песен для The Beatles на протяжении большей части десятилетия. Он сказал, что ты не можешь поверить, как это тяжело, когда ты проработал с людьми столько времени – одни и те же четыре человека работают вместе. И ты придумываешь песню и просто говоришь: "Хорошо, вот она", и каждый просто вносит свою лепту, и песня появляется. Я точно знаю, что имеет в виду Пол, потому что именно так обстоит дело с нами (Led Zeppelin)".
В 1975 году вышел альбом Wings "Venus and Mars", на второй композиции пластинки, "Rock show", Маккартни упоминает Джимми Пейджа:
"Скажи,
Что это за человек ходит по сцене?
Очень похоже на то,
что применял Джимми Пейдж.
Как реликвия из другой эпохи.
Возможно".
Если кто хочет добавить ещё эпизоды, буду благодарен за ваши комментарии. В конце же хочу поставить микс, который объединил все три группы – The Beatles, Led Zeppelin и The Who. Ведь, как вы помните, именно The Who сподвигли Маккартни сочинить "Helter Skelter". Собственно, именно этот микс и вдохновил меня написать эту статью.
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: