Сейчас инвесторы начинают обращать все больше и больше внимания на акции компаний из третьего эшелона. У каждого к ним свой интерес, кто-то надеется поймать ракету, которая быстро взлетит, а потом будь что будет. А кто-то верит, что поскольку деятельность этих компаний меньше ограничена санкциями, они могут показать лучшие результаты, чем эмитенты наших голубых фишек, а значит и их цена может значительно обогнать даже индекс Московской биржи. Каждый инвестор прав по своему, но у всех них одни и те же риски, именно о них я сегодня хочу рассказать.
Деприватизация
Многие наши компании из третьего, второго и даже первого эшелона сначала принадлежали государству, а затем были приватизированы в начале девяностых, а потом вышли на биржу. Этот путь прошли многие голубые фишки, например Газпром. Моя мама кстати участвовала в приватизации Газпрома, поэтому я к этой фишке отношусь по-особому.
Но есть у нас термин обратный приватизации - деприватизация, и есть у нас отдельно взятые случаи, когда во время проверки контролирующими органами было выявлено, что при приватизации, видимо, были допущены нарушения. Материалы эти передавались в суды, а далее достаточно часто суд решал, что результаты приватизации надо отменить. В этом случае акции у всех акционеров просто изымались и передавались в собственность Росимущества. И не важно было, что акционер купил актив на бирже, заплатил за него деньги, он не получал ничего, никакой компенсации. В данном случае не работали даже отсылки к сроку давности. Суд говорил о том, что 30 лет будем исчислять не от момента приватизации, а от момента, когда было обнаружено правонарушение.
Кое-кому из акционеров удалось отстоять свои права в Верховном суде России, эта инстанция подтвердила, что приватизация была проведена законно. Но не всем так повезло.
Так что случаи с деприватизацией компании через суд не единичные. Самое страшное в данном случае - это то, что частный инвестор никак не может проверить правильно ли компания была приватизирована. Тут надо либо обходить стороной все компании, которые были приватизированы в 90ых годах, либо брать на себя этот риск покупая их акции.
Уход с биржи
Другой риск, который может реализоваться - это решение основного акционера об уходе компании с биржи. Когда в руках одного человека или компании сосредоточено много акций, он может принимать решение об уходе и параметрах сделки фактически единолично. Я уже рассказывала о нескольких делистингах с нашей Московской биржи. Были случаи, когда у миноритариев выкупали акции по достойной цене, а были, когда делали все, что бы ее занизить. Причем основной акционер не может просто взять и объявить "выкупаю бумаги по 5 рублей за штучку", есть определенные правила для определения цены выкупа. Но основной акционер имеет рычаги управления, благодаря которым цену выкупа можно занизить.
В ближайшее время у нас пройдет делистинг Детского мира. Акционеры получат по 71,5 рублю за бумагу, а теперь давайте взглянем на котировки компании. О делистинге объявили в начале ноября, тогда активы стоили от 71,99 до 73,62 рублей. То есть цена выкупа примерно на 3% ниже, чем была стоимость актива перед появлением новостей о делистинге.
По сути основной эмитент выбрал подходящий момент для выкупа, как раз после того как весь наш рынок просел в очередной раз. Замечу, что в 2021 году, когда Детский мир стоил по 150 рублей за бумагу, его никто не собирался выкупать.
Когда основной акционер объявляет о том, что планируется делистинг, котировки компании естественно падают и вот тут миноритарий может разве что кинуть кубик и решить, скидывать актив по дешевке или ждать официальных заявлений о цене выкупа. Можно пробовать оценить стоимость выкупа, но тут инвестора могут поджидать неприятные сюрпризы.
Спастись от риска делистинга можно, для этого надо всего лишь не покупать активы, чей free float меньше 50%. Но акций с большим free float во втором и третьем эшелоне мало. Вы будете смеяться, но у Детского мира был очень большой free float, но это его не спасло.
Разгон акций
На фоне предыдущих рисков, этот выглядит как-то даже по-детски. Когда на бирже торгуется мало акций, то стакан заявок обычно бывает полупустой. В таком стакане один человек с небольшой суммой может легко поднять цену актива на 1-2-3%, сначала купив все акции по X рублей, потом по X+5 рублей и так далее. А уж если этот человек приходит не один, а с целым телеграмм - каналом, то тут уж можно доторговаться до остановки торгов.
После того как основной заводящий продает заранее купленные активы, другие инвесторы могут попробовать сделать то же самое, а могут и остаться сидеть в них. И если разгон идет обычно быстро, сползание вниз вполне может затянуться.
Есть и другой вариант развития ситуации: сначала актив интересен инвесторам, а затем они остывают к нему. Приведу в пример акции продуктового магазина Магнит. После февраля 2022 года, многие нахваливали этот актив, говорили о том, что бизнес компании мало пострадает от санкций, многие поверили и купили. Потом последовал сентябрь 2022 года со своим падением котировок. А потом стало понятно, что отчеты у Магнита не такие уж и красивые. Идея отыграла свое. Этот актив можно держать ради диверсификации портфеля, но надеяться на активный рост его котировок уже не приходится.
Отсюда и возникает риск войти в раздутый актив, который уже не интересен по тем или иным причинам. Чтобы избежать подобных казусов, надо очень пристально следить за новостями и отчетностями. Но вопрос в том, что не каждый человек может себе это позволить, ведь иногда надо еще работать, спать и кушать.
Я не говорю, что третий эшелон - это зло. Более того, я сама покупаю акции компаний из него о чем регулярно рассказываю на своем канале. Я понимаю и принимаю риски. Но поскольку я на бирже уже давно, я на многое смотрю по-философски со словами: "да ладно, рано или поздно отрастет". И может говоря про философский взгляд, я немного шучу, но как говорится, в каждой шутке есть доля шутки.
Приглашаю вас на мой телеграмм-канал.