Всем известно, что именно при князе Владимире Святославиче, который впоследствии был канонизирован Церковью, Русь приняла в 988 г. христианство. Многие вспомнят про знаменитый выбор веры, когда князь рассуждал о преимуществах и недостатках ислама, иудаизма и христианства. Гораздо менее известно то, что Владимир пытался создать на Руси единый вариант языческого культа.
Существуют разные взгляды среди историков на те причины, которые подтолкнули Владимира к его реформе, выразившейся в попытке упорядочивания пантеона богов и установления государственного культа. Наиболее разумной представляется версия, согласно которой, киевский князь с помощью религиозной реформы пытался решить стоящие перед ним политические проблемы.
После победы в междоусобной войне Владимир нуждался в идеологической поддержке своей власти. Именно после описания захвата Киева летопись сообщает следующее.
"И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот"
Кроме того князь был заинтересован в распространении идеи о единстве власти и её олицетворении исключительно в лице князя. Подобная идея, как нельзя лучше, могла быть обоснована установлением культа Перуна в качестве верховного и главнейшего из богов.
Характерно, что на роль главного бога был выдвинут не бог стихии или плодородия, а божество, которое изначально считалось покровителем правителей и воинов. Можно сказать, что в переходный период от племенного устройства к государственному, большинством населения Перун воспринимался именно как бог княжеской и дружинной верхушки.
Пантеон богов, сопровождавших Перуна, также может интерпретироваться по-разному. Но основной идеей является опять же идея подчинения верховному богу всех сфер тогдашнего макрокосма. При этом нет очевидных оснований полагать, что в списке богов нужно видеть отражение власти князя над разными по происхождению племенами. Какими бы не были корни у Хорса или Семаргла, в указанную эпоху они воспринимались именно как славянские боги.
При этом не стоит забывать про концепцию академика Рыбакова, который видел в языческой реформе не просто основание для укрепления власти, но и попытку создания идеологическо-религиозной системы, которая могла бы выступить в качестве действенного противника христианства.
Мы знаем, что период в течении которого действовала созданная Владимиром новая языческая система почитания богов, оказался очень непродолжительным, не охватив даже одного десятилетия. Уже в 988 году князь делает однозначный выбор в пользу новой религии. Причём, в отличии от своей бабушки Ольги, этот выбор не остаётся личным выбором правителя, а становится основанием для кардинальных изменений в религиозной жизни всего населения Киевской Руси.
Не может не возникнуть вопрос, в чём же заключается причина такой резкой перемены? Почему проведённая реформа, которая в любом случае потребовала от князя определённых усилий, так быстро потеряла свою актуальность? Какие проблемы, стоящие перед молодым русским государством, по мнению Владимира, оказалось невозможным решить с помощью языческой религии, в какой бы форме она не была представлена?
Скорее всего, в данном случае нельзя говорить о смене направленности политики Владимира. Она оставалась прежней. Но вот эффективность христианства, в качестве одного из способов достижения поставленных князем целей, начала им оцениваться, как гораздо более высокая, чем языческая.
Характерно, что сразу после рассказа о крещении "Повесть временных лет" описывает, как Владимир отправил 12 из своих многочисленных сыновей по важнейшим городам Руси в качестве правителей. Принятие христианства и распространение учения о едином Боге должно было стать идеологическим обоснованием смены местных князей на членов княжеского рода. Язычество, в качестве такого идеологического орудия, не могло быть успешно использовано.