Найти тему
Учимся у истории

Религиозная реформа князя Владимира. Почему не удалось создать языческую древнерусскую религию?

Картинка, понятное дело, фэнтэзийная. Мы не знаем, как выглядело настоящее капище созданное Владимиром. Из открытых источников
Картинка, понятное дело, фэнтэзийная. Мы не знаем, как выглядело настоящее капище созданное Владимиром. Из открытых источников

Всем известно, что именно при князе Владимире Святославиче, который впоследствии был канонизирован Церковью, Русь приняла в 988 г. христианство. Многие вспомнят про знаменитый выбор веры, когда князь рассуждал о преимуществах и недостатках ислама, иудаизма и христианства. Гораздо менее известно то, что Владимир пытался создать на Руси единый вариант языческого культа.

Существуют разные взгляды среди историков на те причины, которые подтолкнули Владимира к его реформе, выразившейся в попытке упорядочивания пантеона богов и установления государственного культа. Наиболее разумной представляется версия, согласно которой, киевский князь с помощью религиозной реформы пытался решить стоящие перед ним политические проблемы.

После победы в междоусобной войне Владимир нуждался в идеологической поддержке своей власти. Именно после описания захвата Киева летопись сообщает следующее.

"И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот"

Кроме того князь был заинтересован в распространении идеи о единстве власти и её олицетворении исключительно в лице князя. Подобная идея, как нельзя лучше, могла быть обоснована установлением культа Перуна в качестве верховного и главнейшего из богов.

Характерно, что на роль главного бога был выдвинут не бог стихии или плодородия, а божество, которое изначально считалось покровителем правителей и воинов. Можно сказать, что в переходный период от племенного устройства к государственному, большинством населения Перун воспринимался именно как бог княжеской и дружинной верхушки.

Пантеон богов, сопровождавших Перуна, также может интерпретироваться по-разному. Но основной идеей является опять же идея подчинения верховному богу всех сфер тогдашнего макрокосма. При этом нет очевидных оснований полагать, что в списке богов нужно видеть отражение власти князя над разными по происхождению племенами. Какими бы не были корни у Хорса или Семаргла, в указанную эпоху они воспринимались именно как славянские боги.

При этом не стоит забывать про концепцию академика Рыбакова, который видел в языческой реформе не просто основание для укрепления власти, но и попытку создания идеологическо-религиозной системы, которая могла бы выступить в качестве действенного противника христианства.

Мы знаем, что период в течении которого действовала созданная Владимиром новая языческая система почитания богов, оказался очень непродолжительным, не охватив даже одного десятилетия. Уже в 988 году князь делает однозначный выбор в пользу новой религии. Причём, в отличии от своей бабушки Ольги, этот выбор не остаётся личным выбором правителя, а становится основанием для кардинальных изменений в религиозной жизни всего населения Киевской Руси.

Владимир святой и равноапостольный. Фото из открытых источников
Владимир святой и равноапостольный. Фото из открытых источников

Не может не возникнуть вопрос, в чём же заключается причина такой резкой перемены? Почему проведённая реформа, которая в любом случае потребовала от князя определённых усилий, так быстро потеряла свою актуальность? Какие проблемы, стоящие перед молодым русским государством, по мнению Владимира, оказалось невозможным решить с помощью языческой религии, в какой бы форме она не была представлена?

Скорее всего, в данном случае нельзя говорить о смене направленности политики Владимира. Она оставалась прежней. Но вот эффективность христианства, в качестве одного из способов достижения поставленных князем целей, начала им оцениваться, как гораздо более высокая, чем языческая.

Крещение Руси. Картинка из открытых источников
Крещение Руси. Картинка из открытых источников

Характерно, что сразу после рассказа о крещении "Повесть временных лет" описывает, как Владимир отправил 12 из своих многочисленных сыновей по важнейшим городам Руси в качестве правителей. Принятие христианства и распространение учения о едином Боге должно было стать идеологическим обоснованием смены местных князей на членов княжеского рода. Язычество, в качестве такого идеологического орудия, не могло быть успешно использовано.