Убить лицедея. Белоруссия, 1997. Режиссер и сценарист Ольга Перуновская. Актеры: Олег Фомин, Ирина Розанова, Геннадий Давыдько, Виктор Проскурин и др.
...Крутой перегонщик машин по кличке «Лицедей» (потому как бывший артист) по воле мафии оказывается в своем родном городе, где не был уж много лет. И тут, само собой, разворачивается криминальная заваруха...
Что и говорить, с фантазией у авторов фильма не густо. На экране маячат давно приевшиеся типажи, изображающие криминальную «братву». А Олег Фомин («Меня зовут Арлекино») старательно играет персонажа, внезапно прозревшего по поводу своих хозяев и партнеров...
Да и вообще складывается впечатление, что московские актеры, не напрягаясь, решили подработать на провинциальной белорусской стороне...
Жанр картины вроде бы определяется как психологический детектив. Но на самом деле психология здесь отсутствует напрочь, а линия расследования может вызвать лишь здоровую зевоту...
Александр Федоров
Увидеть Париж и умереть. Россия, 1992/1993. Режиссер Александр Прошкин. Сценарист Георгий Бранев. Актеры: Татьяна Васильева, Дмитрий Маликов, Станислав Любшин, Владимир Стеклов, Екатерина Семёнова, Оксана Арбузова, Виктор Степанов, Нина Усатова и др.
...1960-е годы. Москва. Мать-одиночка (ее роль играет Татьяна Васильева) всю свою любовь и энергию вкладывает в сына-пианиста, добиваясь у высокого начальства, чтобы именно его отправили в Париж на престижный музыкальный конкурс. Опасаясь антисемитизма, она все эти годы скрывала от сына, что его отец — еврей... Но вот в их коммунальной квартире появляется новый сосед, который узнает ее тайну...
При таком пересказе сюжет фильма Александра Прошкина «Увидеть Париж и умереть» смахивает, пожалуй, на мексиканскую мыльную оперу, однако к чести режиссера, он сумел наполнить ее массой психологических подробностей, бытовых примет, не делая при этом специального акцента на стиль «ретро» как таковой.
Однако главная удача фильма — высочайшее мастерство Татьяны Васильевой. В глазах ее героини можно прочесть сложнейшую гамму чувств — от гордости за сына-вундеркинда до страха, от любви до ненависти, от решимости до сломленности, от язвительной иронии до беззащитной нежности...
«Маленький человек», во что бы то ни стало пытающийся сопротивляться судьбе. ... Тема, бесспорно, не новая в российском искусстве, однако ее трактовка в фильме Александра Прошкина не оставляет равнодушным.
Александр Федоров, киновед