Друиды - жрецы дохристианского культа в Ирландии; в конце I тыс. составлявшие относительно закрытую корпорацию из специалистов по судопроизводству, политических советников королей, хранителей информации о прошлом.
Из Словаря исторических терминов
Действительно, это странно, но символика дня святого Патрика - 17 марта - связана, пожалуй, с самым известным персонажем ирландских мифов - лепреконом. Сами видите - все на месте - горшок с золотом, зеленая шляпа и, конечно же, листья клевера.
Для ирландцев, которые считают Патрика своим небесным покровителем, такой микс - дело совершенно нормальное, поскольку религиозный синкретизм - взаимовлияние разнокультовых вероучений в процессе исторического развития - характерная черта ирландской культуры.
И самое интересное, что самому святому Патрику, скорее всего: народ, который он крестил, в день его почитания рядится в зеленые одежки и поднимает кружки эля/пива, подкрашенного (или нет) в зеленый, в пабах в его честь.
Святой Патрик, мы уверены, рад уже тому, что ирландцы, таки, стали христианами, поскольку сам он за свою жизнь прекрасно узнал цену ирландскому менталитету, сотканному из упрямства и бесшабашности.
Из рабов в священники
Сам Патрик родился в к. IV в в Шотландии, ирландцем совсем не являясь. Его отец был бывший воин римской армии, ставший диаконом на момент рождения сына.
Ирландцами оказались разбойники, устроившие набег на Данбартон, где жил Патрик и его родители. Они же захватили его в плен и продали в рабство в Ирландии. Там он прожил около 7 лет в качестве пастуха. Но ему удалось сбежать.
Домой Патрик не вернулся. В Галлии и Бретани (совр. Франция) он был послушником в местных монастырях. И вы не поверите - в этот период он озадачен духовным состоянием тех,... кто его держал в плену почти десять лет. Приблизительно в 415-420 гг он даже обращается к Папе Римскому с идеей их крещения. Но ответа не получил. Ничего удивительного, кстати, зачем Папе была нужна паства, с которой особо было нечего взять.
Однако, Патрик оказался несгибаемым и души ирландцев-язычников не давали ему покоя. В 432 г он был рукоположен в епископы и отправился в Ирландию.
Змеи и клевер
Как пишет Е. Старшов, Патрику предстояло пройти путем равноапостола и святителя: учительство, священнодействие и управление. Подобная тройственность предполагала, прежде всего, пояснение смысла святой троицы.
Патрик, зная ирландцев и их ментальность, понимал, что нужно использовать близкие и даже обыденные символы. Например, то, что, можно найти под ногами. Трилистник? Да - именно - нет ничего проще для ирландца, для которого с пеленок эта трава - символ неожиданно свалившейся удачи! Используя это растение (для нас - обычный сорняк), соединяющее на одном стебле три листочка, Патрик постарался передать смысл святой троицы. Оказалось удачно: привычный символ был усилен дополнительным смыслом.
Собственно, священнодействие, как следующий элемент равноапостольного служения, стало возможным, только благодаря тому, что ирландцы, осознав Троицу Кельтской Церкви, крестились.
Однако, не только понятное изложение символов веры стало залогом крещения ирландцев. И отсюда, в свою очередь, стало возможным управление: именно Патрик учредил местные монастыри.
Немаловажным был и авторитет фигуры самого Патрика. Согласно легенде, он изгнал всех змей с острова, собрав их в коробку и выбросив ее в море. Кто-то считает, что это всего лишь образ. Дело в том, что друиды - жрецы кельтского языческого культа - основы верований населения британских островов до христианизации - часто ассоциировались со змеями в силу своих знаний и мудрости.
Помимо врачевательства они были советниками королей и вождей, "нашептывая" им подсказки решений, тем самым фактически управляя вместо них.
С появлением Патрика и его успешной миссионерской деятельностью, приведшей к распространению христианства в том числе, роль друидов постепенно сошла на нет. Тем более, что сами эти местные правители, очевидно, были не совсем против. Так или иначе, но в Ирландии змей почти нет. А христианизация оказалась не навязанной, а, "прижилась" мягко и естественно укладываясь на привычные образы. Отсюда и знаменитый ирландский синкретизм и образ святого Патрика в лепреконовских цветах! Никто не против, а день святого Патрика - национальный праздник!
Коронационный цветок
Клевер/трилистник - одно из растений коронационной эмблемы короля Карла III. Этот факт - как история со змеями - имеет двойное значение. С одной стороны, король показывает, что переплетение четырех национальных символов - знак того, что четыре части Великобритании абсолютно равны для будущего короля. Но, по сути, включив их в свою эмблему, он лишний раз ставит акцент на том, что именно находится в его власти.
И он не собирается от них отказываться, несмотря на текущие тренды. О чем это мы? Ну хотя бы о валлийцах, которые, например, упрекают принца Уэльского Уильяма за то, что он, якобы, на чемпионате мира по футболу болеет за сборную Англии. А факт того, что в регби - он фанат сборной Уэльса, им недостаточен.
Шотландия вообще в 2014 году проводила референдум о независимости. Напомним, что ЗА были 55,3%, ПРОТИВ - 44,7%. И шотландцы с тех пор громогласно клянутся, что это был не последний раз.
А Северная Ирландия?.. Про них изначально все было понятно - спящий сепаратизм, периодически принимающий "горячую" фазу. Дело в том, что Республика Ирландия со столицей в Дублине образовалась только в 1921 г. А шесть северных ирландских графств остались в составе Великобритании в качестве Северной Ирландии. И мы уверяем вас: никто так и не смерился. А своей эмблемой Карл говорит, что власть английского короля над хотя бы частью Ирландии никто не отменял.
Ставьте лайки, подписывайтесь! Вам также может быть интересно:
Коронация Карла III: племянник короля Артура, Кейт Миддлтон и лук
Воскресение Христа
Масленица и Великий пост. Ситуация "двоеверия"
и многое другое!