Найти тему

Место казней у Дороги Жизни. Народный мемориал жертвам "Красного террора"

На Дороге Жизни, совсем недалеко от Цветка Жизни, есть очень мрачное место, про которое долгое время общественность ничего не знала, лишь в конце 1990-х годов здесь начались активные поиски останков жертв "Красного террора", расстрелянных в разные годы в Ковалёвском лесу на территории Ржевского полигона. Среди них был и известный поэт Николай Гумилёв.

Фото автора
Фото автора

Сейчас на месте массовых казней находится народный мемориал, вход на который обозначен крестом, установленным на обочине Дороги Жизни.

Фото автора
Фото автора

От креста начинается "Тропа памяти, скорби, молитвы, любви".

Вдоль деревянного настила установлены информационные стенды, рассказывающие про историю полигона.

Фото автора (листайте галерею)
Фото автора (листайте галерею)

Полигон начал функционировать в 1879 году и являлся самым знаменитым артиллерийским полигоном в Российской империи, а потом и в СССР, так как на нём испытывались различные виды оружия. Территория полигона с XIX века сильно разрослась и сейчас доходит до Ладожского озера. Но границы объекта можно определить условно, так как до сих пор это закрытая территория, сопоставимая по площади с территорией Москвы в пределах столичной кольцевой автодороги (около 900 квадратных километров).

Фото автора
Фото автора

В годы своего активного существования полигон оказывал своё влияние и за пределами огороженной территории. Так, во время стрельбы по броне осколки разлетались на весьма большие расстояния. С целью защиты лиц, застигнутых стрельбой на проходящем мимо шоссе, на его обочине, начиная от станции Ржевка, были установлены броневые щиты, за которые следовало скрыться после того, как ими будет услышан условный сигнал. Именно эта регулярная стрельба, к которой привыкли местные жители, и являлась одним из факторов выбора места для массовых расстрелов.

Фото автора
Фото автора

Здесь были расстреляны и захоронены по приговорам ПетроЧК в 1918–1921 годах около 5 000 человек!

Всего, по имеющейся в доступности официальной статистике, расстреляно в Петрограде в 1918 году 1169 человек (из них непосредственно за контрреволюционную деятельность — 754 человека, в ходе красного террора — 457 человек).

Фото автора
Фото автора

В 1919 году — 677 человек (за контрреволюцию — 226). По 1920 году официальных сведений нет. В 1921 году по делу Кронштадтского восстания было приговорено к расстрелу 2103 человека ⬇️

Информацию о некоторых расстрелянных здесь волонтёры разместили на самодельных стендах.

Большая часть информации на стендах посвящена Гумилёву. Здесь его стихи, в которых он предвидел, как и многие поэты, свою судьбу.

Дорожка приводит к разрушенному краснокирпичному зданию, бывшему пороховому погребу, где арестованных держали перед расстрелом.

На стенах - тоже довольно подробная информация о Гумилёве.

Часть экспозиции посвящена расстрелянным священнослужителям, в том числе Митрополиту Вениамину.

Внутри накопителя на окнах установлены их портреты и кресты.

Несмотря на ужасные вещи, происходившие здесь, место это не выглядит мрачным: везде торжествует весенняя природа, слышны трели птиц, а внутри порохового погреба и на его стенах выросли большие деревья.

От накопителя дорожка уходит дальше через деревянный мостик в глубь леса.

Фото автора
Фото автора

На деревьях опять развешены вперемешку стенды с молитвами, стихами Гумилёва и Ахматовой, выписки из дела Гумилёва.

Затем тропинка приводит к могиле.

Фото автора
Фото автора

Табличка поясняет, кто в ней похоронен.

Фото автора
Фото автора

Если пройти ещё дальше по тропе, то на самом берегу реки Лубья можно увидеть большой крест - считается, что именно здесь был расстрелян поэт.

Исследователь его биографии Сергей Лукницкий пытался найти это место в 40–50-х годах прошлого века, когда еще были живы свидетели. Сохранился нарисованный им план места – в литературе его называют «точкой Лукницкого».

Фото автора
Фото автора

Известно, что место расстрела посещала Ахматова.

Фото автора
Фото автора

С конца 1921 года или с начала 1922 расстрелы в Ковалевском лесу уже не производились. Поводом к тому, что это место перестали использовать для казней послужило дело М.С.Спир. Марию Семёновну задержали здесь, в этом лесу, в октябре 1921 года, а потом приговорили к шести месяцам тюремного заключения. В приговоре значилось: «За посещение места расстрела по делу „Петроградской Боевой организации“». В протоколах допроса на вопрос, откуда она узнала это место, Мария отвечала: «В „хвосте“ на Гороховой сказали». Имелась в виду ВЧК на Гороховой улице, 2.

Правда, к концу 1920-х годов территория вновь стала использоваться для этих целей, но речь шла о совсем другом месте, расположенном в глубине полигона, – урочище Койранкангас.

В 2008 году НИЦ «Мемoриал» выступил с инициативой создания в Ковалевском лесу, между «Цветком жизни» и рекой Лубьей, Парка памяти и мемориального комплекса с музейной экспозицией и информационным центром.

Но пока мемориал не является официальным местом памяти, поэтому впечатления от его посещения весьма неоднозначные. На мой взгляд, слишком много всяких икон, молитв, крестов, больше напоминает место встречи сектантов, чем место памяти.

А как вам идея создания мемориала на этом месте? Пишите в комментариях!

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: