Восточной границей квартальной планировки города до1917-го года считалась улица Арцыбушевская – бывшая тогда Ильинской.
По четной стороне между Предтеченской (Некрасовской) и Москательной (Льва Толстого) располагался прилегавший к Покровскому собору одноименный сад, а нечетная сторона, находившаяся уже «за городом», как-то сама собой перешла в ведение Самаро-Златоустовской железной дороги. В 1896-м году Самарское отделение железнодорожного управления выстроило на прилегающей к рельсовым путям «вотчине» интересное и необычное здание.
Состояло из нескольких объемов разных размеров и высоты – к двухэтажной основной части «пристроился» более протяженный одноэтажный объем, к которому, в свою очередь, примыкала еще одна кирпичная пристройка меньшей высоты.
Оформление всех фасадов решено в «кирпичном стиле» с использованием фигурного точеного кирпича, при этом верхняя часть главного двухэтажного блока выделена светлой штукатуркой. Углы основных объемов выделены пилястрами со сложным рустом. Оконные проемы центральной части с лучковыми перемычками в уровне второго этажа обрамлены плоским оштукатуренным наличником, повторяющим форму проема и поддержанным карнизом-поребриком, отделяющим оштукатуренную часть фасада.
Подоконные поля отмечены накладными филенками и прямоугольными нишами-ширинками. Окна первого этажа оформлены рустованными наличниками с замковым камнем, подоконными карнизами с поребриком и фигурными подоконными ширинками. Вход в здание устроен в боковом выступе-ризалите северо-восточного фасада, завершенном остроугольным щипцом между двумя объемными парапетными столбиками. Над прямоугольным дверным проемом расположено двухсветное окно лестничной клетки и два спаренных слуховых окошка в щипце.
Фасады одноэтажной пятиосевой пристройки оформлены необычными двухуровневыми оконными проемами – прямоугольными внизу и полуциркульными над ними с арочными наличниками и замковыми камнями . В междуоконных простенках, вместо традиционных пилястр, размешены ряды неглубоких квадратных ниш. Горизонтальное членение выполнено подоконным карнизом с поребриком, фризом аналогичного рисунка с поребриком и сухариками и венчающим карнизом.
Одноэтажный объем, примыкающий к боковому фасаду с треугольным фронтоном, решен традиционно – с лучковыми оконными проемами, оформленными рустованными наличниками, карнизом с поребриком и подоконными нишами и дверным проемом в центре – так же с лучковым завершением.
Облик новой постройки был для тех лет необычным - смелым и даже вызывающим. В нем отсутствовала привычная для зданий официального назначения симметрия и упорядоченность, зато присутствовали характерные черты нового стиля, позже названного модерном и столь полюбившегося Самаре - асимметричная композиция разновысоких объемов, сочетание в отделке фасада яркой узорчатой кладки с гладкой серой штукатуркой, разнообразие форм и размеров оконных проемов, щипцовое завершение ризалита.
Возможно, почетный титул «пионеров самарского модерна» особняк доктора Эрна и «Дом с балконом Джульетты» Исайи Либерфорта на Чапаевской носят не вполне заслуженно! В действительности многоликий и вызывающий стиль «модерн» в Самару прибыл, можно сказать, по железной дороге, причем лет на пять раньше, чем принято думать.
До революции часть комплекса занимала районная пожарная служба. Известным всей губернии административное здание железнодорожников стало в печально памятные 1921-1923 годы голода в Поволжье. Из-за засухи, последовавшего рекордного неурожая и продразверстки голодало 85% населения. Среди международных гуманитарных миссий самую большую помощь оказала экспедиция Шведского Красного Креста, работавшая как на средства, выделенные правительством, так и на частные пожертвования граждан. Красный Крест ежедневно кормил свыше 160 тысяч жителей Самары и губернии, снабжал медикаментами несколько больниц, открыл в уездных центрах дома для сирот. В Самаре работал детский дом, который полностью содержала провинция Остергетланд.
В здании администрации располагался главный продовольственный склад Красного Креста. Поступавшее по железной дороге продовольствие и медикаменты доставлялись на склад, откуда распределялись по городу и губернии. Штаб благотворительной организации находился поблизости – на ул. Некрасовской, в бывшем доме Егорова-Андреева.
Железнодорожные службы в эти годы, как и всегда, продолжала делать свое дело – возить грузы и пассажиров. Позже по адресу Арцыбушевская,5 работало отделение автотранспортного предприятия №1 при железной дороге. Сейчас бывшее административное здание Самаро-Златоустовской железной дороги продолжает находиться в железнодорожном ведомстве, служит для размещения ведомственной охраны
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете