Найти в Дзене
Ключ к детям

Воспитание детей: преднамеренное против непреднамеренного

Став взрослыми, мы практически полностью забываем, каково это жить в возрасте трёх, семи или даже пятнадцати лет. Мы думаем, что знаем, каково приходится нашим детям, но на самом деле нет.

Мы слишком часто непреднамеренно реагируем на наших детей, особенно когда они злятся. Большинство наших реакций полностью эгоцентричны. Хотя это невежливо говорить об этом, к сожалению, большую часть времени я вижу родителей, которые реагируют на гнев, разочарование или эмоции своих детей, основываясь на том, как ребёнок влияет на родителя, а не на том, как ребёнок себя чувствует!

Когда детям грустно, мы точно знаем, что такое грусть. Но мы регулярно не чувствуем эту грусть вместе с ними. Мы говорим: «Подойди сюда и обними меня. Я подниму тебе настроение». Но мы просто признаём их печаль.

Фото девочек
Фото девочек

Кроме того, большую часть времени мы пребываем в нашей собственной вселенной. В этих обстоятельствах — будучи занятыми и сосредоточенными на всех наших «вещах» — мы можем сделать паузу и обратить внимание на мир ребёнка. Но когда мы это делаем, мы склонны видеть его печаль через нашу собственную призму, собственную точку зрения, но не совсем правильную. Мы редко останавливаемся, сосредотачиваемся, сопереживаем и искренне понимаем, каково детям на самом деле в их мире.

Это потому, что даже будучи взрослыми, которые заботятся о своих детях и готовы сделать для них всё, мы по-прежнему являемся центром нашей вселенной. На самом деле, мы уделяем серьёзное внимание вещам только тогда, когда они влияют на нас.

Мы часто не целеустремлённы, не вдумчивы и не преднамеренны в своём воспитании из-за эгоизма. Мы бездумно реактивны и живём большую часть нашей жизни на автопилоте: в разгар дел на одной и той же утомительной работе каждый день, или пока мы пробираемся через уборку пылесосом, стирку одежды, глажку, мытьё посуды, в кровать спать, будучи голодными, уставшими или немотивированными и неудовлетворёнными… И когда нам хочется отдохнуть, ребёнок щипает брата или сестру, или отказывается есть еду, которую мы для них приготовили.

Вдруг возникает этот момент:

«Меня напрягает то, как ты обращаешься со своей сестрой. Ты очень вялый, а тот факт, что я готовила для тебя эту еду, которую ты не ешь, меня вообще выводит из себя!»

Мы начинаем видеть наших детей глупыми, расточительными, неблагодарными людьми, которые являются не чем иным, как серьёзным препятствием в нашей жизни. Мы всё ещё любим их, но злимся, потому что они нам всё портят.

И это реакция. Эгоцентричная, непреднамеренная реакция, которая не в состоянии распознать что-то критическое.

Наши дети — люди. Они не глупые и неблагодарные. То, что они собой представляют, — крошечные маленькие люди или начинающие взрослые (подростки), которые часто сбиты с толку, наивны, взволнованы и неуверенны, пытаясь найти свою цель, свой смысл. У них есть надежды, мечты и чувства.

Они нуждаются в нашем руководстве, поддержке и любви. И когда мы вспоминаем об этом, мы останавливаем непреднамеренные, реактивные, бесполезные процессы. Короче говоря, мы становимся лучше. И это то, что может сделать воспитание детей более лёгким делом.