Впервые увидев фильм "Молчание", я без промедления решил отправиться в Швецию и жениться на Гуннель Линдблюм. А узнав, что она старше моей бабушки, я немного загрустил, но любить её не перестал. Однако это всё шуточки, но именно этот фильм Бергмана я увидел первым. После него сразу стало понятно, что это мой режиссер и я хочу увидеть его фильмографию сполна. Забегая вперёд скажу, что я не только увидел все его фильмы, но и собрал их в своей коллекции. Впрочем, может и не все. Есть у него короткометражки и телепостановки, о которых многие и не знают. Тогда нам, ревностным зрителям, был ещё не знаком непонятный термин "арт-хаус". По правде сказать, мне и сейчас он не понятен. Однако интуитивно можно догадаться, что любители творчества юмористов и вокалистов с первого канала к подобным фильмам отнесутся с негодованием. Ну и пусть. Лично я подразделяю все фильмы на две категории: нравится, не нравится. То, как Бергман показал отчуждение (антониониевская штучка "Ночь" и т.д.), может показаться и тоской, и депрессией. Долгие игры в гляделки, метафоры с танками и лилипутами, смешной и странный служитель отеля, где остановились две сестры и мальчик. Ингрид Тулин - одна сестра - интеллект и глубоко запрятанная страсть. Гуннель Линдблюм - полная её противоположность - чувственность и сексуальность. Но обе прекрасны, каждая в своей истерии. Киноязык Бергмана интересен и прян особой скандинавской сдержанностью, которая в определенный момент выхлестывает на тебя фонтан эмоций. А мальчишка в фильме напомнил мне себя такого же. И внешне, и тем, как слонялся по пустой гостинице. Я лет в восемь так же неприкаянно блуждал по соцреализму...