Найти тему

Балет и жизнь: судьба основоположницы русского классического танца

Сегодня маленькие девочки с трепетом заходят в академию Вагановой зная, что у них будет только один шанс попасть сюда. Строгий дух Агриппины Яковлевны словно витает в воздухе, до сих пор руководя репетициями, экзаменами, постановками. Времена меняются, но стандарты заданные Вагановой все еще существуют, а ее вклад в русский балет - неоценим. Но как ей удалось стать такой значимой фигурой в мире русского балета? Узнаете в нашей статье!

Детство и юность

Ваганова родилась в небогатой армянской семье капельдинера (по-простому – билетёра) Мариинского театра Якова Ваганова. Характер "царицы вариаций" закалялся с самого детства. В доме водились клопы и протекала крыша, а семья "перебивались с хлеба на квас". Отец мечтал о достойном будущем для своих детей. Наверняка он думал так: «Пристрою дочь в театр, великой балериной Груше не стать, будет танцевать в кордебалете, но на жизнь хватит". С тех пор в жизни Агриппины появилась страсть - балет.

Комиссия во главе с Мариусом Петипа, знаменитым балетмейстером, в театральное училище Ваганову приняла со скрипом. Ее внешность совсем не соответствовала канонам балерин: большая голова и стопы, не слишком миловидные черты лица, плотное телосложение. Но козырем Вагановой стало отменное здоровье, живой темперамент и упругие мышцы. Так и началась её балетная жизнь.

В училище Агриппина первым делом обнаружила, что учить там не умеют. Ей недостаточно было просто повторять танец за педагогом, каждое движение она хотела прочувствовать, понять, о чем оно. Например, почему прыгать стоит из этой позы, а не из другой. В училище никто этого не объяснял, а Груню даже считали невероятно дерзкой девчонкой за то, что она перебивает учителей своими уточнениями. В будущем Ваганова ответит на все эти вопросы в своей книге "Основы классического танца", которая станет азбукой для многих поколений балерин.

В подростковом возрасте главными принципами для Агриппины стали самообразование и самодисцпилина. Она тайком наблюдала за работой более взрослых балерин, повторяла движения, не давая себя поблажек и стараясь запомнить всё. Поэтому школу она закончила великолепно – 11 из 12 баллов! Казалось бы, впереди блестящая карьера…

Работа в театре и семейная жизнь

…однако как у нас красный аттестат часто пылится на полочке, так и высокие баллы Вагановой не спасли её от кордебалета. Начались однообразные рабочие будни, и надежды на хоть какую-нибудь значительную танцевальную партию рухнули. Вагановой поручили роль неприметной пятьдесят шестой тени в кордебалете в постановке «Млада». В день спектакля Ваганова шла в театр как на казнь. Когда загримированная и одетая пятьдесят шестая тень заторопилась на сцену, она-поскользнулась на лестнице и упала, больно ударившись затылком о ступени. Таков был дебют молодой танцовщицы.

Неудачи продолжались: то она 26-ая бабочка, то 16-ая жрица, то 32-ая нереида. А ведь Ваганова всегда мечтала о ведущих партиях...Недоумевали даже критики, увидевшие в ней задатки незаурядной солистки!

Стоит отметить, что Агриппина была настоящей тусовщицей. Она любила вечеринки, петербургскую ночную жизнь, и могла танцевать до утра. Дерзкая, отважная, неугомонная, Ваганова легко сходилась с людьми, вносила в любую компанию атмосферу раскрепощенного веселья. Однажды произошел забавный случай. На гастролях в Париже одна из вечеринок запомнилась тем, что музыкант труппы схватил в азарте старую скрипку со стены в зале в ресторане и заиграл на ней, а Ваганова пустилась танцевать. Развлекала людей всю ночь! А наутро вся труппа хохотала, заглядывая в счёт: бойкий хозяин добавил туда кругленькую сумму «за пользование скрипкой».

-2

На одной из таких вечеринок ее заметил Андрей Померанцев. Он красиво за ней ухаживал, и сердце Агриппины растаяло - они стали встречаться. Ее выбор многие не понимали: такая популярная девушка могла найти партию получше, поклонников у нее было много. Но любовь зла, и Ваганова предпочла простого инженера-путейца, человека, театром вообще не интересующегося, и к тому же женатого. Несмотря на все пересуды, в их доме на улице Бронницкий царила атмосфера любви и семейного тепла. Смешливую Грушеньку сменила настоящая светская львица: дорогие наряды, модные прически, роскошные шляпки, драгоценности. Все шло хорошо, пока однажды она не упала в обморок на репетиции. Беременна! Так назадавшейся карьере Агриппина предпочла материнство.

Спустя время в балет она вернулась благодаря сыну. Он увидел ее фотографии в пачке и на пуантах и спросил, почему она больше не танцует. Показывая ему, на что ещё она способна, Агриппина так увлеклась, что пришедшая на работу няня с удивлением обнаружила хозяйку сидящей на шпагате. Большего ей и не требовалось. Вернуться в стан оказалось на удивление легко.

Новое руководство отнеслось к Вагановой более благосклонно, но и здесь ей мешал ее независимый колючий характер и острый язык. Она получила несколько недурных партий, словно театр только и ждал Ваганову обратно. И среди первых же ролей была главная в «Лебедином озере». Не всякая вышедшая из декрета балерина может о таком мечтать! Как и раньше, Агриппина тренировалась как проклятая и добилась невероятно лёгких прыжков - публика была в восторге. Однако не все разделяли этот восторг. Например, балетмейстер Петипа, невзлюбивший ее с самого детства, отзывался о ней так: «Мне исполняется восемьдесят семь лет – и вместо подарка – на сцене ужасная госпожа Ваганова!».

Лучшие свои партии Ваганова получила на излёте карьеры. Всего через месяц после получения статуса балерины, её отправили на пенсию, что стало для нее сильным ударом. Подумать только – уже в 37 лет лишиться перспективной работы!

Жизнь после сцены и истинное призвание

Вдобавок шел революционный 1917 год, над Вагановой тяготело отсутствие работы и мрачное настроение мужа, военная разруха. А на Новый год её ждал страшный подарок – Андрей Померанцев застрелился. Агриппина с сыном остались без средств к существованию. Казалось, что все пошло под откос, однако это действительно стало началом новой жизни. Настигшая беда не сломала ее, а наоборот, только закалила характер.

Агриппина Яковлевна устроилась в театральное училище, на этот раз в качестве преподавателя. Тогда и открылся её главный талант.

Работать приходилось в ужасных условиях. Классы не отапливались, столовая не работала — продуктов не было. Дома тоже у многих не было еды, так что Вагановой приходилось следить не только за тем, как ставит и тянет ногу ученица — но и чтобы она не застудилась, не упала в голодный обморок.

-3

После революции именно Ваганова сохранила русский балет, в то время как множество других педагогов, артистов, хореографов уехали заграницу. Только такая принципиальная и упрямая женщина могла отстоять русский балет перед советской властью, доказать, что это настоящее искусство, а не просто царская игрушка. Это было совсем нелегко. Помогала Марина Семёнова - ее лучшая ученица, благодаря красоте и таланту которой им удалось очаровать комиссию.

Педагогом Ваганова была ещё более непростым, чем ученицей. Суровая, порой жестокая. Она первая решилась внести изменения в хореографию Петипа, некоторые эпизоды которой казались ей растянутыми и старомодными, и Ваганова заменила их танцем.

Она не только сама умела почувствовать и воспроизвести замысел танца, но и помогла в этом своим ученицам. Всего за несколько занятий она, точно ювелир, "ограняла" задатки девочек. Уроки Агриппины Яковлевны давались ученицам непросто, каждое слово нужно было ловить. В ее классе все были непохожи друг на друга, Ваганова старалась усилить индивидуальные качества каждой.

И все же далеко не всем ученицам нравилось, как проходят уроки Агриппины, несмотря на их результаты. Преподавательница была остра на язык, а ещё очень ясно видела, станет ли девушка примой, будет ли выступать в главных ролях, или не продвинется дальше кордеболета, как она сама когда-то. Обиженные ученицы написали на Ваганову донос, и среди предательниц была и знаменитая Уланова. За наставницу вступились другие - Наталья Дудинская и Марина Семёнова. На все обвинения Агриппина Яковлевна ответила просто: " Характер у меня может быть и ужасный, но мне кажется мягкотелые, приятные люди дисциплины не введут. Дисциплина обязательна в каждом деле, а в нашем особенно".

Тем не менее после доноса ей пришлось уволиться из театра. Это стало для нее и обидой, и облегчением. Теперь она смогла все свое время посвятить училищу. Всю оставшуюся жизнь Ваганова давала здесь уроки танца, посещала других педагогов и следила, чтобы методика преподавания была единой. Там же она вела "класс усовершенствования балерин" куда входили только ведущие солистки труппы.

Агриппины Яковлевны не стало 5 ноября 1951 года. Сейчас трудно назвать артиста балета, кто совсем не был бы связан с именем Вагановой. Своей славой наш балет обязан именно ей – хрупкой женщине с железным характером и почти математической логикой. Ее методика балетной педагогики стала самой знаменитой в мире. А мечта Вагановой все же сбылась в ее учениках, которым были отданы все первые партии. И каждый год из школы, носящей ее имя, выходят новые достойные ученики.

В нашем сообществе Вконтакте вы можете посмотреть художественный видеосюжет о Вагановой, и узнать еще много полезных, интересных фактов об исторических личностях.