Пришла пора наконец-таки закончить с Сириусом Блэком, и в этой завершающей статье я попробую обосновать не только то, что как крестный он никакой, но и кто в этом виноват. Итак, книга «Гарри Поттер и Орден Феникса»
Я не зря сказала в прошлой статье, что мадам Роулинг фактически наградила его шизофренией. Разумеется, имеется в виду шизофрения не клиническая, то есть заболевание, а шизофрения литературная, когда герой периодически ведет себя несвойственным ему образом.
Вот самое простое: на протяжении всего предыдущего периода Сириус Блэк показан как активный и деятельный человек. Часто по-дурацки деятельный, и тем не менее. Он импульсивен, он человек действия, а не долговременных стратегических планов, стукнуло что-то в голову – и побежал исполнять. Причем авторитеты у него есть, но не категорические, - ну вот чтит Сириус Дамблдора, всячески советовал Гарри к нему обращаться, но не настолько чтобы лично не сидеть в Запретном лесу, жрамши крыс, вместо налаженного контакта с директором во время Турнира. Это важно.
Потому что затем начинается «Орден Феникса» и вся активность Сириуса куда-то испаряется. Вот Сириус, который срывается в Министерство, невзирая ни на какие распоряжения – да, это прежний Сириус, именно такой у него характер. Сириус, который провожает Гарри на перрон собакой, - верю.
А вот Сириус, который узнав, что на Гарри напал дементор, НЕ прискакал на Тисовую немедленно – не верю от слова «совсем»! В его характере просто не было такой опции как сидение на попе ровно под мудрым руководством Дамблдора, так откуда ей взяться? Это правда тот самый Сириус, который позже говорит Гарри, что надо «радоваться риску»?
И кстати, о так терзающем многих фанатов вопросе с зеркалами, - активный Сириус, уяснив, что его подарком так и не воспользовались, уж нашел бы способ напомнить Гарри о надежном способе связи. Но это если бы он сам хотел общаться с крестником, конечно. Потому что когда захотел, то залез в камин и подключился.
Поэтому переходим к основному вопросу – отношения к Гарри.
Я уже писала, что для меня, как для взрослого человека, в том числе тети, родительницы подростка, отношения Сириуса с Гарри на протяжении двух книг, в которых он начинает действовать, не выглядят как отношения крестного и ребенка. С определенной стороны, это даже логично, - они фактически друг другу чужие люди, только встретились, общение короткое и отрывочное… Правильно, эмоциональная привязанность – она не появляется из ниоткуда.
Но хотелось бы, чтобы она все-таки появлялась! По чуть-чуть, постепенно, но как-то более явно, чем сухие деловые письма и инструкции относительно Волдеморта.
А потом вдруг - ап! И после финала Кубка Сириуса внезапно прорывает «Надо позаботиться о мальчике», «позвольте я побуду с ним» в Больничном крыле. Вот то, что лично я давно хотела увидеть в отношении Сириуса к Гарри, и хрен с ним, что оно вдруг прорвалось из ничего. Я сама сочла бы это своей придиркой, если бы… если бы дальше так все и шло в подобном ключе.
Если бы Сириус и дальше проявлял к Гарри такую теплоту и внимание. Но что мы видим вместо этого? Сириус «заботливый» резко возвращается к заводским настройкам.
Напомню, Гарри все лето у Дурслей. Даже если сделать поправку на то, что мальчик не шибко распространяется об условиях своей жизни в доме тетки, то он вообще-то не так давно пережил сильнейшую травму! Такое не рассасывается за одну ночь в Больничном крыле. Ну можно было как-то напрячься и написать ему что-то ласковое и утешающее вместо коротких отписок «сиди тихо, держи хвост пистолетом»?
Ведь для того, чтобы поддержать человека совсем не обязательно выдавать в письмах секреты тайного Ордена. Вы уже переписываетесь! Если письма перехватят, то одного их факта уже достаточно для компромата, так почему не написать хотя бы несколько общих слов поддержки и сочувствия?
Я уж молчу, что Сириус так-то пригласил Гарри жить с собой. Вот безбашенный и рисковый Сириус, если бы волновался о крестнике и хотел о нем заботиться, вполне способен собрать его в охапку и переправить на Гримо! Да, туда вхож Дамблдор, ну и что? Что бы он сделал, если бы заартачились Сириус и Гарри? Да ничего. Он всего лишь директор школы, и вне школы школьниками не распоряжается.
Но из всего перечисленного, мы опять видим, что Гарри важен Сириусу не как Гарри-ребенок, а как Гарри-функция в борьбе с Волдемортом. И прибытие на Гримо это только подтверждает.
Возрождение Волдеморта, смерть Седрика, нападение дементоров, предстоит слушанье в Везенгамоте – иииии???
Поправьте меня если я ошибаюсь, но я перечитала эти главы и не нашла ни одного момента, ни одной цитаты, которую можно было бы привести в подтверждение, что Сириус не то что сел и поговорил с крестником по душам, поддержал его.
Гарри собирается на слушание? Молли Уизли есть, Артур есть, где Сириус? Может совет какой крестнику дать, по плечу похлопать крепись, мол? Не, зачем. Может после слушания захотел подробно узнать, как все прошло? Да и пофиг. Гарри переживает из-за назначения старосты? Какая мелочь, видимо. Но вот родители-то это не мелочь! Сириус прекрасно повествует Гарри о Блэках, но почему он не рассказывает Гарри о Поттерах, своих друзьях? Ну знаете, все эти дорогие сердцу моменты общей юности… То есть попрекнуть потом мальчишку «я думал ты больше похож на своего отца» - на это ума хватает, а сесть и рассказать ему об этом отце нет? Почему даже фото Ордена Гарри показывает Грюм? Ей богу, иногда хочется спросить, а Сириус вообще помнит, что у него в доме живет такой мальчик Гарри и кто он такой?
Тут и на вылазку собакой невольно подумаешь, что мужику просто размяться захотелось, а крестник там не особо принципиален.
Однако стоило Гарри написать про шрам, как Сириус влез в камин! И опять шрамы, Волдеморты, Амбридж… Причем не про Амбридж, которая тебя пытает, а про ее законодательные достижения. Здесь, правда, я и Гарри не понимаю, почему ему закон об оборотнях важнее собственной порезанной руки, но в целом этот разговор и поведение обоих мало отличаются от того, что мы видели в прошлом году.
Вот именно, эти события и разговоры хотя бы вписываются в предыдущую логику повествования.
И вдруг ни с того ни с сего Сириуса опять прорывает и он лезет в камин общаться с крестником, невзирая на риск. Зачем, почему? Сказать, что я знаю про ваш пионерский отряд, молодцы? Вот этот поступок и разговор как раз-таки хорош тем, что крестный все-таки интересуется жизнью крестника и скучает по нему и хочет с ним общаться. Он соответствует импульсивному спонтанному характеру Сириуса. Проблема в том, что он не соответствует тому, что мы читали 16 глав перед этим!
Как и в том, что разговоры о благородном риске и азартное одобрение ОД, хоть и соответствуют характеру Сириуса, но не соответствуют тому, что до сего момента он всю дорогу убеждал Гарри быть тише и осторожнее!
Нет, нам пытаются дать некое объяснение, но оно такое же шизофреничное, как и получающийся образ Блэка.
«— Но в прошлом семестре ты без конца твердил: не рискуй, будь осторожен!
— В прошлом году, Гарри, по всем признакам кто-то в Хогвартсе замышлял тебя убить! — уже с нетерпением отвечал Сириус. — В этом году, мы знаем, убить тебя хочет кое-кто вне Хогвартса, поэтому считаю, что научиться самозащите — мысль хорошая.»
Допустим, самозащита и правда полезна, но как насчет прочих посылов в этой фразе и выводов, которые можно из нее сделать? То есть, когда Волдеморт был еще в проекте, осторожным быть надо было, а когда Главгад воскрес – нет? А почему, стесняюсь спросить? Прошлый его план удался, так откуда вы знаете, что у него нет нового суперплана и в этот момент он уже не пробирается в Хог убить Гарри? То есть когда Гарри сидел на Тисовой, ему надо было быть осторожным, втом числе из-за политики Министерства, а когда министерская Жаба отрывается в Хогвартсе – сделай ее Гарри? Тем более откуда вы знаете, что даже без Метки она не может подвести Гарри под монастырь, она один раз уже это сделала! Вот где логика?
Почему книгу начинает штормить как пьяного матроса по борделям?
Вот случилось ЧП, дети Уизли и Гарри переносятся на Гримо. Я ни в коем случае не собираюсь упрекать Сириуса в том, что он не бросается сразу же к Гарри, - хотя мог бы, крестник по идее все-таки ближе тебе должен быть, чем дети Уизли, и ЧП-то и его захватило непосредственно. Нет, понятно, что первым делом он должен успокоить и призвать к порядку Уизли, которые вне себя от страха за отца. НО! Затем они довольно долго ждут все вместе, пьют сливочное пиво, отказываются идти спать, «Гарри и Сириус время от времени обменивались взглядами — непрошеные свидетели семейного горя. Ждали... Ждали...» Вот где-нибудь за этот промежуток времени звучит «Гарри, а ты как?»
Да, позже именно Гарри отводит Сириуса в сторонку и рассказывает ему о своем видении, но ведь Сириус знал, пусть не в подробностях, об источнике информации и раньше!
«— Мы не хотим привлекать внимание к тому, что у Гарри видения и он видит вещи, которые происходят за сотни миль!» - говорил Сириус Джоржу парой абзацев выше.
Иииии? И ничего! Даже после рассказа Гарри, все, что Сириус спрашивает:
«— Ты сказал об этом Дамблдору?»
Ах, сказал? Ну и хорошо, все в порядке, ты просто переутомился. Справедливости ради, хоть отметил, что иначе бы Артур погиб, так что мучиться не с чего. Однако в целом впечатление опять однозначное остается, что собственно крестник у Сириуса совсем не на первом месте. Да чего выдумывать, все написано прямо:
«— Какая разница? — вскинулся Джордж.
— Такая! — сердито ответил Сириус. — Мы не хотим привлекать внимание к тому, что у Гарри видения и он видит вещи, которые происходят за сотни миль! Вы представляете, какие выводы сделает из этого Министерство?
Фред и Джордж смотрели на него так, как будто им плевать на любые выводы Министерства. Рон был бледен и молчал. Джинни сказала:
— Нам мог кто-то другой сказать... Не обязательно Гарри.
— Кто, например? — обозлился Сириус. — Слушайте, ваш отец пострадал, выполняя задание Ордена, обстоятельства и без того подозрительные — не хватало еще, чтобы дети узнали об этом через минуту после происшествия. Это может серьезно повредить Ордену...
— Плевать нам на ваш дурацкий Орден! — выкрикнул Фред.
— Наш отец умирает, о чем мы тут говорим! — заорал Джордж.
— Ваш отец знал, на что идет, и он не поблагодарит вас, если вы навредите Ордену! — с таким же жаром ответил Сириус. — Вот как обстоит дело... вот почему вы не в Ордене... вы не понимаете... есть дело, ради которого стоит умереть.»
Не ради КОГО, ради ЧЕГО. ДЕЛО, а не кто-либо. То есть та линия, о которой я говорила в предыдущих статьях, линия идейной борьбы, линия восприятия Гарри как функции в этой борьбе, она предельно четко выражена в этих словах. Вот она настоящая позиция Сириуса.
Поэтому дальше мы видим тоже, что и вначале книги. Гарри подавлен, прячется по дому, а Сириус распевает рождественские гимны и радуется предстоящему Рождеству, все же нормально.
Ну а дальше шизофрения окончательно пускается в пляс.
Когда Сириус срывается на Снейпа, на мой взгляд Гарри лишь становится удобным предлогом, хотя Сириусу особо и предлоги-то не нужны. Снейп выводит его из себя самим фактом существования, а уж когда тот начинает язвить на счет бесполезности и трусости, поминать недобрым словом погибшего Джеймса – тушите свет, сливайте воду.
Сам Гарри в те каникулы отмечал, что стычка со Снейпом на Сириуса сильно повлияла. Так чем был вызван подарок-зеркало? Уж явно не желанием общаться с крестником и тревогой за него. Элементарно, - если бы эти побуждения двигали Блэком, то он сам бы первый связался с Гарри, просто чтобы узнать, как у него дела.
Ну и в том числе, не обижает ли его носатый гад. Но с Гарри Сириус вообще больше не связывается по собственной инициативе! Так что скорее всего зеркало - это демонстрация себе, что контролирует ситуацию, и в состоянии прищучить скользкого Нюниуса.
Да, когда Гарри позвонил ему камином спросить про папу, Сириус довольно мягко поинтересовался, что случилось, они мило пообщались. Однако во-первых, подчеркну, что позвонил таки Гарри, который по-настоящему проникся горе-крестным, а во-вторых, этот спокойный Сириус, поддающийся теплым воспоминаниям, опять кардинально выбивается из того, что продемонстрировал буквально на зимних каникулах! И никакой торопливости, никаких призывов к осторожности, которым снова закончилось прощание…
Да что там, в этом моменте обычная логика опять покинула чат. Вот самый первый вопрос, какой должен возникнуть у двух великовозрастных дебилов, - Гарри, а что Амбридж внезапно покинула Хог и перестала следить за каминами, тебе точно безопасно разговаривать таким способом? Что за «тут работает, тут не работает, а тут рыбу заворачивали?»
Дальше, как двое из ларца-подлеца не возмущались по поводу окклюменции, но ни один из них ни Снейпу не пошел морду бить, ни Дамблдору не настучали! Хотя орали как это важно! Что происходит вообще, кто все эти люди, что и зачем они делают?
То есть в отношении персонажа Сириуса разговор висит практически сферическом вакууме и заканчивается ничем, нет у него ни привязки, ни последствий, чтобы было и все, чтобы мальчик увидел папу.
Потому что следом Сириус незамедлительно возвращается к базовым настройкам, - видит Снейпа, бесится, срывается с места (он же не трус), весело сражается с Пожирателями и, да, кричит Гарри:
«— Гарри! Бери пророчество, хватай Невилла и беги! — изо всей мочи закричал Сириус».
“Harry, take the prophecy, grab Neville and run!” Sirius yelled»
Вот можете считать это придиркой, но вот Люпин почему-то кричит «Гарри, забирай остальных и бегите!», а Сириус «Бери пророчество и беги»… Хм.
Подводя итоги скажу, что если взять отдельно эпизод «Сириус в больничном крыле», разговор через камин об ОД и разговор об отце, - то некий образ заботливого, внимательного, интересующегося, а чем же живет сын погибшего друга и твой крестник, Сириуса Блэка составить можно. Но отдельно остается ровная, как кардиограмма трупа, линия другого Сириуса, и поскольку именно эта линия более последовательная, выдержанная, прописанная, то она и является более верибельной. Вот только по этой линии получается, что место Гарри как бэ десятое в жизни Сириуса, а должно быть наоборот. Вот поэтому я и делаю два вывода:
- Хреновый он крестный.
- автор сама не знала, что она хочет про него написать.
Истерику мальчика Гарри, который слаще морковки ничего не видел, я в расчет не беру, потому как это называется «я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила». Как и славословия Дамблдора, про то как дорог был Гарри крестному, - про великую любовь это не больно и не трудно, особенно когда сам объект уже помер и не сможет испортить светлый нарисованный образ реализмом. Видимо, Дамблдор такой великий психолог, что уверен будто слова «он тебя любил и умер ради тебя» - хорошее утешение, но это уже вопросы к Дамблдору, а не Блэку.
Что касается Блэка, подытоживая уже все три статьи, скажу, что пожалуй, Блэк не меньший феномен Поттерианы, чем Снейп, когда персонаж наименее склонный к эмпатии, периодически демонстрирующий дурные качества, да еще и композиционно криво прописанный, - вызывает у столь огромного количества людей горячую любовь.
Мне такого не понять, увы, я вижу лишь взбалмошного, не очень умного, агрессивного, безответственного мужчину с сомнительными приоритетами, который вырос из избалованного эгоцентричного засранца.
На сим с Блэком покончу)