Федеральная налоговая служба проверяет доходы российских «инфобизнесменов», продающих свои услуги в социальных сетях, сообщают «Ведомости». С начала 2022 года ФНС активно занимается звездами Instagram (соцсети Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в России), рассказал источник, знакомый с ситуацией.
При этом собеседник «Ведомостей» не подтвердил утверждений Telegram-канала Baza о том, что в ФНС якобы создан специальный отдел для проверки блогеров, зарабатывающих более 50 млн рублей в год.
Еще в начале года налоговики стали напоминать блогерам о необходимости декларировать доходы, а также стали готовиться к привлечению к ответственности тех, кто уклоняется от уплаты налогов, рассказывает газета. Ряд дел против популярных деятелей инфобизнеса — Валерии Чекалиной, Александры Митрошиной и Елены Блиновской — стал результатом этой работы, пояснил источник.
Черкалину обвиняют в уклонении от налогов на сумму более 300 млн рублей, Митрошину — на 120 млн, Блиновскую — более чем на 900 млн. Все трое, по версии следствия, дробили бизнес и пользовались упрощенной системой налогообложения (платили налог в 6%), хотя их доходы превышали 150 млн рублей в год, и по закону они должны были перейти на общий режим.
Популярные блогеры демонстрируют показное потребление, чем неизбежно привлекают внимание налоговой службы. При этом используемые ими схемы дробления бизнеса хорошо известны ФНС, отмечают юристы, хотя раньше с подобными вещами боролись в основном в классическом «товарном» бизнесе. Но если в других случаях иногда можно доказать, что каждый элемент схемы является отдельным бизнесом, то у «инфобизнесменов» этой возможности нет: бизнес ведется публично, и очевидно, что он связан с конкретным блогером.
Борьба с блогерами, скрывающими доходы, — лишь один из способов повысить собираемость налогов, сообщил источник «Ведомостей», близкий к правительству. На фоне бюджетного дефицита перед налоговой поставлены амбициозные цели по этому показателю, отметил собеседник газеты.