Найти в Дзене
Shikimori

Гаремы: психология и философия

Оглавление

Вам приходилось задаваться вопросом: почему герои гаремов такие разные? А как этот жанр отменяет постмодернизм? Какие архетипы персонажей точно есть в твоем любимом гареме? А главное, чему у них можно научиться?

Ответим на все вопросы вместе с известным представителем жанра — «Цикл историй»!

Ты не один

Соцсети и приложения для знакомств внушают, что общение — это легко, поэтому зачастую мы уклоняемся от нежелательных диалогов, не находим времени на встречи с друзьями.

Лучше потратить его на совместный просмотр фильма с любимым ютубером или глянуть подростковый сериал про вечеринки. Аниме в жанре «гаремы» отлично справляются с этой же целью: имитируют бурную веселую жизнь, полную девушек или парней, которые станут заменой как друзьям, так и партнерам.

Известный австрийский психолог Зигмунд Фрейд назвал бы это замещением — переключением внимания с недоступного объекта на доступный. Например, зрителю, вероятно, будет интересно смотреть за главным героем «Цикла историй» — Арараги Коёми, потому что мысленно встать на его место проще, чем завести гарем в реальности!

Протагонист сериала
Протагонист сериала

Новая искренность

Всем уже известно выражение «новая искренность» — уход от принципов постмодернизма, иронии и цинизма, одним словом, продвижение эмоций.

В таком мире по-новому заиграла любовь и в аниме. Вы наверняка замечали, что даже самый большой ненавистник фансервистных жанров смотрел хотя бы один такой тайтл? Каждый в наше время нуждается в открытом проявлении эмоций, будь то в жизни или на экране: больше любовных линий, больше симпатии, больше внимания, больше фансервиса!

Представить «Цикл историй» без признаний, преодоления трудностей, силы любви и трагедий невозможно.

Зачем столько разных персонажей?

Психолог Карл Густав Юнг утверждал, что человек имеет представления об идеальных образах мужчины и женщины. Они есть у каждого.

Этими образами — архетипами — описывают главные черты людей. По самой популярной классификации их существует 12 штук:

Опекун демонстрирует заботу и покровительство. Этот тип больше подходит Сэндзёгахаре — девушке протагониста. В ней есть и признаки Правителя — властность и ответственность. Несмотря на близкие отношения с Арараги, она больше выступает в роли защитника, чем спутника.

Хитаги Сэндзёгахара
Хитаги Сэндзёгахара

Простодушный герой всегда уверен и оптимистичен. Сюда подойдёт Маёй — младшая участница гарема. К ней отнесем и тип Славного малого — человека с зачатками реалистичных взглядов, и Искателя — вечного скитальца. Только вспомните, сколько она провела в путешествиях по городу!

Маёй Хатикудзи
Маёй Хатикудзи

Творца выделяет демонстрация одарённости. Гордая Синобу не упустит момента показать собственную исключительность, ведь она — легендарный вампир, определенно лучше остальных! Творцы встречаются везде: Хасэгава («У меня мало друзей»), Куруми («Рандеву с жизнью») и Рика («Мои девушки»). Такие эксцентричные личности хорошо запоминаются.

Синобу Осино
Синобу Осино

Бунтарь, Воин и Любовник, отражающие деятельность, дух соревнования и романтичность, воплощены в Суруге Канбару — бойкой, весёлой и не стесняющейся откровенного поведения девушке. Сложно не упомянуть и чувство юмора, которое определяет её как Шута. Немногие девушки романтических аниме обладают таким архетипом, однако он стал чаще выходить на первый план («Не издевайся, Наготоро!»).

Суруга Канбару
Суруга Канбару

Мудрец мыслит ясно и критически. Загадочная Оуги Осино прекрасно подходит под этот тип, поскольку знает подозрительно много и часто намекает на то, что окружение состоит из глупцов.

Оуги Осино
Оуги Осино

Всех объединяет прообраз Мага, преобразующего себя в нечто иное. Каждый прошёл путь внутренних и внешних перемен, становясь то монстром, то человеком. Ханэкава Цубаса — отличный тому пример.

Ханэкава при первой встрече в «Историях ран»1 из 3
Ханэкава при первой встрече в «Историях ран»1 из 3

И всё-таки, зачем столько девушек? Каждая на своем примере учит по-разному смотреть на жизнь, быть лояльным даже к самым странным и «не таким, как все». А главное, помогает определиться с жизненными предпочтениями через выбор любимого персонажа.

Психология ответственности

Современный человек стал как никогда свободен в материальном и духовном плане. Но со свободой приходит и ответственность: «Можно ли это делать? А что обо мне подумают?». И сделать выбор уже сложнее.

Гарем решает эту проблему, не давая мучатся от выбора одной единственной: Цубаса — добрая и умная советчица, Ёцуги — странноватая и забавная подруга. Мы не потеряем общение с одной, выбрав другую, поэтому не чувствуем дискомфорта, когда Арараги проводит целую серию с персонажем второго плана, а не со своей девушкой. Да и кто его осудит? Нам дают всё и сразу, освобождая от тяготы выбора. Хотелось бы так в жизни?

-8

(Не) Обычный герой по Ницше

Кажется, что главные герои одинаковы: начиная с плохо выраженного характера, заканчивая стандартной прической, ставшей визитной карточкой. Многим известно, что этот приём создан для сближения со зрителем.

Но что, если сказать, что они уникальны по-своему?

Давайте разберёмся: в начале повествования Арараги Коёми одинок. У него нет друзей, несмотря на то, что знакомые отмечают легкость общения с ним. Почему этот образ не кажется жалким? Всё потому, что мы столкнулись со сверхчеловеком. Кем-кем?

Сверхчеловек, по словам немецкого философа Ницше — личность, отрицающая любое влияние, ломающая традиции, человек, смотрящий в себя, а не на мир. Сам себе Бог.

Но протагонист аниме не может быть сверхчеловеком. Зрители просто не поймут его. Даже Кира из «Тетради смерти», возомнивший себя Богом, не смог совершить перевоплощение из человека в сверхчеловека. Тогда кто перед нами? Человек, уже отринувший традиционные ценности, но и не принявший свои собственные — одна из стадий становления сверхчеловеком.

В этом прослеживается и философия нонконформизма — стремление отстаивать позицию, противоположную господствующей в обществе. Например, Арараги-сенпай признается в осознанном отдалении от людей, зная, что отсутствие социальных связей оценивают негативно.

-9

Такие герои часто оказываются нигилистами и негативистами. Продолжать список этих терминов можно бесконечно! Приписывают эти черты за тем, чтобы создать динамику. Кому не интересно наблюдать за вечным противостоянием личности и безликой толпы? Только вспомните, как нелепо странные персонажи смотрятся в обычных социальных ситуациях.

Чему нас учат?

Помимо удовольствия от просмотра, мы должны выносить и опыт. В первую очередь, опыт знакомства со сложными вещами в простой обертке. Такие тайтлы, как «Рандеву с жизнью», «Старшая школа DxD», «Притворная любовь» и «Цикл историй», несут в себе, помимо эстетики, отражение идей Фрейда, Ницше, Якоби, незаметное для массового зрителя.

Также негативные ситуации легче переживаются, если знать, как в них действовали другие. Тема любви в реальной жизни очень сложна, поэтому проживать неудачи в отношениях лучше с теми, кто существует лишь 24 минуты экранного времени. Они знают, как не зацикливаться на проблемах и начинать новую серию с чистого листа!

Если понравился подобный сеттинг, советуем к просмотру новинки весеннего сезона: «Терраса кафе богинь», «Герой мёртв!» и второй сезон «В другом мире со смартфоном».