Каждый промысел основан на традиции и имеет свой ДНК. Носителями живой традиции художественного ремесла были мастера-наставники, они передавали ремесло из рук в руки ученикам, воспитывая новое поколение.
На рубеже XIX-XX вв. Московский кустарный музей привлек к работе с кустарями профессиональных художников, которые также выполняли роль учителей и, порой, наставников. В послереволюционное время, когда института наставничества во многих центрах промыслов уже не существовало, традиции и сами промыслы находились на грани исчезновения, роль наставников стали выполнять специалисты НИИХП (ученые, исследователи, художники), объединив методы сохранения преемственности традиций и авторский художественный подход к развитию декоративного искусства.
Так, сотрудница Лаборатории керамики НИИХП, ученица ВХУТЕМАСа, талантливая художница Н.И. Бессарабова (мы уже писали о ней ранее), глубоко изучив традиции промысла, работала с гжельскими мастерами, обучая их кистевым приемам, законам построения композиции, выявляя роль цвета, фона, масштабного соотношения рисунка, формируя умение создавать собственные оригинальные орнаменты в рамках традиции. Ученицами Бессарабовой стали известные художницы промысла Т.С. Дунашова, Н.М. Манайкина, М.С. Толпегина, Л.И. Чупрунова.
Керамические мастерские регулярно посещал выдающийся художник-график и скульптор-анималист В.А. Ватагин – в них проводился обжиг его работ. Талантливый педагог московского ВХУТЕМАСа, Ватагин выбрал себе в ученики сотрудника НИИХП скульптора Е.В. Николаева, передавая ему свой опыт и понимание анималистической скульптуры.
В свою очередь Е.В. Николаев был не только талантливым скульптором, но и профессиональным педагогом, преподавал рисунок и композицию на художественном факультете Московского технологического института (МТИ). От НИИХП он вел наставническую работу с художниками-камнерезами села Красный Ясыл, формируя узнаваемую местную школу скульптурной анималистики. Сохранились его фотографии и зарисовки с натуры, служившие эскизами для создания скульптур и методическими пособиями.
Среди его учеников стоит отметить А.М. и Ф.П. Овчинниковых. Анатолий Овчинников стал главным художником красноясыльского комбината «Уральский камнерез» и как наставник передавал местным мастерам художественную традицию, идущую напрямую от ВХУТЕМАСа и НИИХП.
Лаконичные мастерски выполненные фигурки животных и сейчас, спустя полвека, остаются лицом красноясыльского камнерезного промысла.
Еще один сотрудник НИИХП талантливый скульптор-анималист М.Д. Раков, начавший свою творческую карьеру еще до революции в знаменитой фирме Фаберже, активно работал с народными промыслами более трех десятилетий (1930-1960-е гг.). В.М. Василенко характеризует его как «особый тип художника, всецело посвятившего себя развитию народного искусства и как бы растворившегося в нём».
Спектр художественных интересов Ракова поражает разносторонностью: он сотрудничает с художниками и мастерами холмогорской косторезной и великоустюгской ювелирной артелями, уральскими камнерезными производствами, Гжелью и Каслинским заводом, готовя их к Всемирной выставке искусств и техники в Париже в 1937 г. В дальнейшем он разрабатывает методические рекомендации и эскизы для лаковых изделий Федоскино и ростовской финифти, косторезного и камнерезного художественного производства, и даже златоустовской гравировки по стали, внося значительный вклад в возрождение и развитие региональных школ миниатюры и ювелирного искусства.
Благодаря активной наставнической работе талантливых художников с народными промыслами, их индивидуальному подходу к каждому виду искусства, НИИХП удавалось поддерживать творческое начало в региональных центрах художественных промыслов, одновременно сохраняя их актуальность и помогая им развиваться в рамках сложившейся художественной традиции.
Проект «РазАРХИВация» реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ.
#фондпотанина
#музейбезграниц
#музей4.0