Найти тему
Стакан молока

Проказы Непогоды

Сказка / Илл.: Художник Герман Травников
Сказка / Илл.: Художник Герман Травников

Жил в старые года Батюшка Север. Все знали о его суровом, но справедливом нраве. Не любил Батюшка Север людей жадных, хитрых и ленивых. Не выживали они на Кольской Губе. Переселялись в другие края и рассказывали небылицы о своём тяжёлом житье-бытье. Кто верил, а кто говорил: «Ох, неправда, ох и наговор». Настоящие поморы края Белого Моря не покидали, крепко уважали Батюшку Севера и никогда о нём слова худого не сказывали.

Но жёнка у Батюшки Севера была совсем из другого теста. Изворотливая, капризная, вечно куксилась и норовила пакость подложить. И звали ее Непогода.

Как меж собой Север и Непогода жили – то помору неведомо, а только укорота бабскому норову не было. Вздохнёт Батюшка Север и скажет: «У Бабы Непогоды одни подарки для поморов, а у меня – другие».

Но Непогода была ох как хитра и подозревала, что Батюшка Север поморов любит и от неё защищает. Стала она раздумывать, как бы так одной в сердце Батюшки Севера царствовать.

Летом особенно не покочевряжишься, надо холодов ждать.

Вот настала осень. Непогода обрадовалась, сколько пакостей припасено! Вот вам, здрасьте-пожалте, Коряба. Пошёл дождик мелкий, жидкий. А потом он притомился, и ему на смену Ситуха́ заявилась. Полетела мокрая пыль в лицо, прямо с моря.

Помор в усы усмехнулся. Коли шторма нет – не беда. На коче рыбацкий промысел в дождик без помех. Заодно и грехи смоются. Такая награда за труды тяжкие. Вернулся помор домой с богатым уловом: «Спасибо, Батюшка Север!»

«Непогоду пуще благодарите, она всю морскую соль с трески смыла!» –засмеялся Батюшка Север, когда рыбаки с ярмарок приехали.

Непогода ногой топнула и ответ приготовила: в начале октября засылает Обложника. И день, и два льёт с небес вода. Батюшка Север подсказал: «Неужто скучно? А кто сети чинить станет, карбаса править и паруса шить станет, коли все горюют?»

С песнями, с присказками рыбаки и их жонки за дело взялись. Даже старый слепой баюнок не отлынивал: столько старин пропел, что язык задревенел.

«Не взяла дождём, возьму стужей!» – решила Непогода. – Слова будут на лету замерзать.

Вот и зима на пороге, а у Батюшки Севера зима две трети в году.

Непогода пустила Курёву – верховую метель, а вслед – Поносу́ху – низовую. Так лепит, света не видать, небо и земля мешаются. А помору всё нипочём. Снега у бога много, на всю Россию хватит. Полетит метель с берега Белого моря в сторону столицы. А пока снег на месте вертелся, поморы дома сидели. Жонки и девки песни пели, шерсть пряли, чулки вязали. Мужики и парни короба берестяные и корзины ивовые плели, одёжку чинили. Так время бежало.

Снег уляжется – след звериный хорошо видать. Помору охотский промысел по белому ох какой удачный.

Помор жизни радуется. То Колядки, то Рождество. На санях катаются, козули и пироги пекут, в гости ходят. Молодые сватаются, старые на них любуются.

И взяла Непогоду злость, и захворала она к весне. Солнышко ярче пригрело, повсюду затайка и птицы возвратились в поморские края.

Батюшка Север сказал: «Что ж ты, жёнка моя сердитая, али устала проказничать?»

«Нет мочи со строптивыми поморами бороться», – отвечает ему Непогода угрюмо.

Обнял Батюшка Север свою жонку, в бледные уста расцеловал жарко. Цветы расцвели алые и лазоревые. Всю землю ягоды и грибы покрыли. Всякому по нраву, коли жонка покладистая и неперечливая. Да только бабского смирения надолго не хватает. Как раз до осени. А следом Непогода за своё: норов показывает, ножкой топает, брови хмурит. То дожди, то снега напускает. А помор и им рад: когда всё хорошо – тоже плохо.

Tags: Проза Project: Moloko Author: Соляная Ирина