… Был хороший летний день. Я закончил первый класс и началось это прекрасное время – каникулы. Погулял по двору, солнышко стало пригревать ещё жарче и я сказал двум своим приятелям: «Идёмте в сад. Искупаемся в озере».
Возле нашего садового участка – было мелкое озерцо, где мы днём с удовольствием барахтались, а вечером ловили разную мелкую рыбёшку. За несколько дней до этого, отец нанял экскаватор и тот углубил полосу (шириной метра три), чтобы и взрослым можно было искупаться после работы.
Мы плескались на мелководье, в «лягушатнике» и вдруг я увидел, что по дорожке в сад идёт мама. Я обрадовано закричал, замахал руками и зашагал вперёд.
Не заметил, что шагнул на глубоководье. Под ногами вдруг не оказалось дна и я камнем ушёл под воду, потому что плавать «по собачьи» я в то время ещё только учился.
Хлебнул воды, испугался, забарахтался, заработал руками и ногами. Голова показалась над водой – я попытался махнуть рукой, крикнуть, но снова ушёл на дно. В это время отец, стоя к нам спиной, вскапывал грядку. Но, мама заметила неладное – крикнула отцу. Тот обернулся, сразу прыгнул в воду и вытащил меня на берег.
Что произошло потом? Спустя много лет я спрашивал об этом у родителей.
Мама дала необычайно простой и точный ответ: «Две недели ты был какой-то молчаливый, а потом мы заметили что ты заикаешься».
А что же было со мной в эти две недели?
А в это время маленький, восьмилетний человечек изо всех сил пытался понять – что случилось? Почему - то, что раньше было проще простого – выйти и сказать: «Мам, я кушать хочу», «Я пошёл гулять» - сейчас вдруг стало, ну просто совершенно невозможным?
Вот так и началось моё «хождение по мукам».
------------------------
Очень уважаю науку: физику, химию, математику...
Благодаря ей люди летают на самолётах, летают в космос...
"Наука", которая занимается заиканием, не вызывает у меня большого почтения.
Заикание имеет многовековую историю - заикался Моисей, заикался Демосфен...
Но и сейчас, если мы возьмём любую (!) книгу о заикании, где-то на 4-5 странице мы обязательно прочтём: " В настоящий момент, наука не может ответить на вопрос - что же такое заикание".
Но, если ныне существующие методики "лечения заикания" не имеют научной основы, то их можно назвать - "метод научного тыка".
Что же в основном используется сейчас для устранения заикания?
Я начал заикаться, когда мне было 8 лет (сейчас мне 68).
Когда мне было лет 12 - меня стали водить в логопедическую группу.
Чем мы там занимались?
Нас учили: "Если вы хотите что-то сказать - сделайте вдох и говорите медленно и протяжно".
Эта методика благополучно дожила до наших дней (правда сейчас её используют в несколько модифицированном виде).
1. У методики "сделай вдох и говори медленно и протяжно" нет одного автора.
Эту методику можно назвать - "народное изобретение".
Людям, которые слушают заикающегося, обычно хочется помочь ему добрым советом. Хочется как-то облегчить ему этот речевой процесс.
Думается раньше заикающимся часто приходилось слышать такие советы:
- Слушай, у тебя в горле как будто ком какой-то. Как будто пробка - которая мешает тебе говорить...
Попробуй так - сделай глубокий вдох и с силой так "Х-х-ха - Х-х-ха" - постарайся на выдохе её вытолкнуть...
***
Люди часто замечали - заикающиеся когда поют - не заикаются.
Это тоже было поводом для советов:
- Слушай, а ты пой. Говори как поёшь.
Гляди - Серёга ещё сильнее тебя заикается. А как запоёт - ни одной запиночки.
Говори нараспев.
***
Эти способы устойчивого результата не давали, однако же идеи сохранились.
Со временем эти советы преобразились в формулу: "Хочешь что-то сказать - сделай вдох - и говори медленно и протяжно".
2. В своё время я несколько раз ходил на логопедические занятия.
Нас собирали в группы. Мы занимались в логопедических кабинетах.
С этим термином ("Логопедические занятия") у меня однажды произошла забавная история.
Та как на такие занятия я начал ходить в детском возрасте - у меня как-то закрепилось такое понятие, что "логопедические занятия" - ("логос" - речь; "пед" (как в слове "педиатрия") - ребёнок - это речевые занятия с детьми.
Но вот однажды я прочитал фразу: "Логопедические занятия для взрослых".
Удивился.
В моём понимании эта фраза звучала как рекламный слоган:
- "Молочная смесь для прикармливания мужчин от 17 до 65 лет".
- "Манная каша для лиц, занимающихся тяжёлым физическим трудом".
Пришлось разбираться.
Оказалось - (от др.-греч. λόγος, слово и παιδεύω, воспитываю, обучаю) .
Однако же - термин "логопедические занятия" - как не нравился мне раньше, так же не стал больше нравиться и в новой трактовке.
Он очень расплывчатый и не конкретный.
В него можно "втиснуть" всё что угодно...
Смотрю видео. Солидное медицинское учреждение. У группы - "логопедические занятия".
Слушаю заикающихся и понимаю:
- некоторым надо бы заняться "постановкой голоса" (восстановить "мембранное голосообразование")
- надо заняться "постановкой дыхания" (освоить нижне-рёберно-диафрагмальное дыхание, подхват воздуха)
- всем надо бы заняться уменьшением артикуляционных спазмов (до их полного "растворения").
Но - нет...
Рученьки вверх - поднима-а-ают.
Чего-то напевая - приседа-а-ают.
Логопедические занятия, однако...
******************