Найти в Дзене

Всемирный день Тайцзицюань и Цигун

Хочу поздравить всех причастных к этим практикам и пожелать вдохновение и сил на этом интересном Пути! Особенно своему Учителю, @Андрей Усолов. Цигун. Тайцзи. Го. благодаря которому в моей жизни есть эти практики и эти знания.

Всемирный день Тай-цзи и Цигун (World Tai Chi and Qigong Day) получил статус международного в 1999 году. Этот праздник посвящен китайскому боевому искусству тайцзицюань и практике саморегуляции организма цигун.

Отмечается он каждый год в последнюю субботу апреля. В этом году этот день выпал на сегодня - 29 апреля.

И это хороший повод найти сегодня время на практику, ведь именно регулярная практика ведёт нас к целостности и гармонии на физическом, энергетическом и ментальном уровне. И, как следствие, помогает сохранить равновесие в любых жизненных ситуациях, уметь возвращаться в ресурсное состояние, и - самое главное - взращивать навык Осознанности и тотального присутствия в настоящем моменте, в основе которых лежит Покой.

Поэтому предлагаю сегодня не только позаниматься, но и вспоминать о центральных принципах этих внутренних практик - о понятиях Покой и Осознанность.

Выполняем 24 формы стиля Ян на Родине Тайцзицюань (занятия в парке Пекина, Китай)
Выполняем 24 формы стиля Ян на Родине Тайцзицюань (занятия в парке Пекина, Китай)

Хочу отметить, что содержание понятия Покой очень важно понимать именно через практику, потому что представление о значении самого слова в контексте нашей культуры и языка может ввести нас в заблуждение. Дело в том, что расслабление и покой часто понимается как "вялость" тела и либо сонливое, "залипающее" состояние ума, либо бесконтрольный ум, улетающий вслед за мыслями и бродящий в воображении. С таким восприятием вместо "равновесия" мы получаем два полярных состояния ума (то, что называется дуальность или "разделённый Инь и Ян") - ум сонный и ум возбуждённый, и ни то ни другое нельзя назвать подлинным Покоем.

Искомое состояние Покоя недостижимо без присутствия сознания, то есть ясного собранного непрерывного внимания, но без напряжения.

Одно из основных условий для Покоя - Целостность. А условие для целостности - внимание, пронизывающее все тело. Наблюдающее и отпускающее проявления напряжения и разделëнности в теле, а также ментальное напряжение, беспокойства и отвлечения. Непрерывность такого наблюдения развивает навык присутствия сознания, тонкой мягкой длящейся бдительности. Это включённое управляемое внимание может тренироваться вначале в опоре на движение, на дыхание, снова и снова отпуская избыточное напряжение и отвлечения, а затем непосредственно на удержании всего объема внутреннего и внешнего пространства.

Это, конечно, общее описание вектора развития, и для передачи понимания, боюсь, потребуется гораздо более детальное объяснение, а в точнее, на самом деле, просто необходим опыт регулярной практики.

При постоянной тренировке внимательности через упражнения, формы и парную работу навык удержания целостности и присутствия становится крепче, а промежутки внутреннего покоя и ясности - длиннее, как бы собираясь на непрерывную ниточку опыта практики изо дня в день.

Спокойствие моря делает его прозрачным, а лодку - словно "подвешенной" на его поверхности ;)
Спокойствие моря делает его прозрачным, а лодку - словно "подвешенной" на его поверхности ;)

Для наглядности связи ясности сознания и покоя предлагаю представить два состояние моря. Одно - когда вы стоите на берегу в ветреный день и воды волнуются, приносят пену, поднимают со дна водоросли и песок. Другой - в ясный день, когда на море полный штиль, и тихая, спокойная вода становится абсолютно прозрачной, открывая нашему взору всю поверхность дна со всеми деталями: камушки, ракушки и морские обитатели. Так же и объëмное, ясное видение себя и происходящего доступно нам только из состояния такой "прозрачности" и покоя.

Указание на эту взаимосвязь находим в «Дао Дэ Цзин» в 16-й главе:

"Нужно сделать [своё сердце] предельно беспристрастным, твёрдо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. [В мире] — большое разнообразие вещей, но [все они] возвращаются к своему истоку. Возвращение к истоку называется покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством. Знание постоянства называется [достижением] ясности... "

Дао Де Цзин - одно из классических произведений даосизма, раскрывающих философию, на которой строится искусство "Великого Предела" - Тайцзицюань.
Дао Де Цзин - одно из классических произведений даосизма, раскрывающих философию, на которой строится искусство "Великого Предела" - Тайцзицюань.

И хочу этот же отрывок привести в смысловом переводе известного китаиста Бронислава Виногродского:

"На пути здорового долголетия нужно стремиться к постижению устройства внутренней среды тела. Это делается посредством удержания состояния покоя, только в спокойном состоянии можно понять происходящее.
Множество предметов и явлений в поле ощущений действуют одновременно. Следует созерцать, как они постоянно возвращаются в состояние покоя. При всей разнородности явлений и ощущений всё приходит к своему корню и истоку.
Этот постоянный возврат к корням и есть состояние покоя. Состояние покоя можно определить как возвращение к осознанию предопределённости или первопричины происходящего. Возвращение к осознанию судьбы даёт возможность понимать основу всех состояний. Понимание основы выражается в достижении ясности.
Если не понимаешь, в чём основа постоянства всех состояний, тут же начинаешь бестолково суетиться, что ведёт к неудачам, потерям и несчастью. Потеря - это всегда предварительная потеря спокойного состояния осознания постоянства возвращения к корням.
Только зная о неизменной основе происходящего, способен принять всё спокойно и ровно. Такая восприимчивость ведёт к способности быть разумным и взвешенным во всех действиях, отсюда вытекает возможность управлять собой. Через управление собой достигаешь естественности, а через естественность обретаешь путь к здоровому долголетию."

Слово Покой здесь связывается с ясной, пробужденной природой сознания. Плодами которой уже могут стать умение управлять собой и действовать точно и своевременно.

Тема содержания практики, истории и особенностей её распространения в мире и в нашей стране очень хорошо отражена в публикации Андрея Михайловича, также посвящённой Дню Тайцзи и Цигун - рекомендую (а ещё там много вдохновляющих фотографий с семинаров)).

Семинар по 37 формам тайцзицюань стиля У в Подмосковье.
Семинар по 37 формам тайцзицюань стиля У в Подмосковье.

Рада разделять со всеми единомышленниками Путь этой глубокой и многогранной практики 🙏😊

И желаю всем нам присутствия духа и ясности сознания!