Найти тему
Гайдаровка

Новости детской литературы. Дайджест событий апреля.

По следам Non/fictio№весна

-2
-3
-4

В Москве состоялась церемония награждения победителей VIII Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков.

-5
-6
«Литературные произведения, которые посвящены детям или про детей, в которых дети смогут найти что-то такое, что сделает их потом народом, мне кажется, что это очень важно», – сказал на церемонии председатель Российского фонда культуры, кинорежиссер, народный артист РСФСР Никита Михалков.

Он предложил присвоить этой премии статус государственной и выразил надежду, что общественность эту идею поддержит.

Профессиональное и молодёжное жюри конкурса выбрало 13 произведений – лауреатов. В пресс-службе Российского фонда культуры отметили, что жюри работало с анонимными рукописями. Для участия в конкурсе необходимо было прислать неопубликованные ранее произведения в стихах или прозе, посвященные подросткам 12–19 лет.

В числе победителей:

Маргарита Мамич с книгой «Рельсы под водой» (первое место),

Алиса Коротовских из Екатеринбурга с «Сочинением без шаблона» (второе место),

Виктор Лановенко из Севастополя с произведением «Злая девчонка» (третье место).

25 работ попали в лонг-лист конкурса, 13 из них признали лучшими.

Объявлены лауреаты литературной премии «Алиса»

в рамках 22‑й международной литературной конференции по вопросам фантастики «РосКон»

Конференция «РосКон» — место встречи писателей, издателей, журналистов, литагентов, критиков и всех прочих, имеющих отношение к литературе. Здесь можно пообщаться с самыми известными писателями-фантастами, деятелями кино и телевидения, имеющими отношение к фантастике. Кроме того, вручаются престижные литературные премии — «Алиса», «Роскон», «Фантаст года».

Победителем премии памяти писателя Кира Булычёва в номинации «Лучшая книга в области фантастики и фэнтези» стала Лариса Романовская с романом «Захолустье. Пока я здесь» (издательство Wonder Books).

-7

В загадочном и таинственном мире Захолустья свет, тепло и другие жизненно важные ресурсы вырабатываются за счёт человеческих эмоций, которые становятся предметом торга, причиной для раздоров и самой желанной наживой для злоумышленников. Девочка Вика, которую в Захолустье зовут Дым, - донор, который питает странный городок своими переживаниями, своими эмоциями. В реальности же она обычная старшеклассница, попавшая в автомобильную аварию и мучительно долго пытающаяся прийти в себя. Бесконечные лекарства, лечение и белый потолок, в который упирается взгляд. А ещё неожиданная способность предсказывать события, которые должны вот-вот случиться. Дар это или проклятие? Где лучше – дома с мамой и белым потолком или там, в мире загадочного Захолустья, который нуждается в ней? Как не ошибиться и сделать правильный выбор? Как различить, кто твой друг, а кто – не очень? Как вернуться туда, где тебя ждут и любят? Получится ли у девочки, пришедшей из нашей привычной реальности, что-то изменить в этом хрупком мире?
Очень много вопросов, на которые любой подросток ищет ответ в окружающей действительности и внутри себя самого. Очень много вопросов задаёт девочка Вика. И вместе с автором они пытаются ответить на каждый из них.

Победитель, Лариса Романовская получила миелофон.

-8

Миелофо́н — вымышленный прибор, устройство для чтения мыслей в произведениях Кира Булычёва и их экранизациях. Впервые упоминается в повести «Ржавый фельдмаршал».

-9
  • Аромштам М. С. Читающий ребёнок. О детях и чтении / М. С. Аромштам. – Москва : РОСМЭН, 2023. – 160 с. – (Книги для родителей).
-10
-11
-12

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок читал книги. Ведь для многих взрослых читающий ребёнок значит, думающий человек, способный получать и анализировать нужную для себя информацию. Так в каком возрасте и с чего начать приучение малыша к чтению? С какими трудностями и детскими вопросами сталкиваются родители на этом пути? Какие жанры ребёнок может воспринимать в определенном возрасте? Как говорить с ребёнком о сложном? В этом поможет разобраться Марина Аромштам в своей книге «Читающий ребёнок».

«Чаще всего я пишу о книгах современных российских писателей, но это не значит, что я игнорирую детскую литературу других стран и народов. Постепенно буду публиковать подборки книг для детей и подростков разных стран. У меня нет цели собрать все, что только переводили и издавали, эти подборки очень субъективны. Если книга мне совсем не нравится или я о ней вообще ничего не знаю, то в список включать не буду. Сегодня покажу свои любимые и просто хорошие художественные книги для детей и подростков писателей ИСПАНИИ, изданные на русском языке.»
-13

Детская литература разных стран: Испания (часть 1)

Детские книги разных стран: Испания (часть 2)

-14

«На краю света»: литературный дебют иллюстратора

Отмеченная российскими и международными премиями художница Аня Десницкая впервые решилась на самостоятельное книжное плаванье – о чём и рассказала на Non/fictio№весна.

-15
-16

Мы хотим, чтобы дети читали классическую литературу…

А хотят ли этого дети? Интересно ли им это? Или в тех текстах, которые им предлагают, слишком много чуждого и непонятного?

О своих отношениях с классикой в детстве рассказали писатели, филологи и библиопедагоги.

Марина Аромштам:

«Школьная судьба ребёнка во многом определяется умением читать – это понимают многие родители. Значит ли это, что надо научить малыша чтению как можно раньше? Ведь есть методики, которые обещают: чем раньше начнёшь, тем больше шансов на успех. Методики могут утверждать что угодно: в конце концов, сегодня это – товар на рынке образовательных услуг. Но эффективность всех наших педагогических инструментов зависит от нейрофизиологических возможностей детского организма. Новый этап исследований мозговых процессов, связанных с чтением, начался в 90-х годах – благодаря компьютерным технологиям. И важные вопросы, долго остававшиеся без ответа, удалось прояснить.»

Юлия Кузнецова:

«Последние пять лет я веду курсы по детскому чтению для родителей. На курсах взрослые учатся играть в буквы, слоги и слова с детьми. Не устаю повторять, что письмо – это родной брат чтения. Когда дети пишут, они улучшают свои читательские навыки (и наоборот). В системе Монтессори ребёнок учится читать через письмо – на манке или на муке. Он выводит пальцами буквы и так узнаёт, как они пишутся, а воспитатель подсказывает, как они звучат.»
-17
-18

В РГДБ открыта выставка «Михаил Бычков. Иллюстрации и книги».

Михаил Бычков – один из самых ярких отечественных иллюстраторов. Книги, оформленные им, обретают душу и незабываемую индивидуальность: в них каждый элемент подчинен творческому замыслу, слово и рисунок превращаются в единое целое.

-19
-20
«Я рисую так, чтобы иллюстрация захватывала ребёнка, чтобы ему было от неё не оторваться, и не только благодаря сюжету, но и благодаря художественности, цвету, фактуре, линии. Ведь ребёнок воспринимает гармонию интуитивно, она закладывает в ребёнке позитивное восприятие мира», – отмечает Михаил Бычков.

Выставка приоткрывает дверь в мастерскую художника. В экспозиции представлены иллюстрации к произведениям отечественных и зарубежных писателей.

На выставке представлены иллюстрации к книгам «Алые паруса» Александра Грина, «Питер Пэн» Джеймса Барри, «Волшебные сказки» Шарля Перро, «Медный всадник» Александра Пушкина и др. Гости выставки не только увидят иллюстрации художника, но и узнают, как они создавались.

-21
-22
-23
-24

Выставка продлится до 20 мая 2023 года.

Персональный сайт художника bychkov-books.spb.ru

Михаил бычков на ПроДетЛит

Михаил Бычков: «Однажды я родился хорошим мальчиком...»

Иллюстратор Михаил Бычков о работах к книге «Алые паруса» А.Грина

Посмотреть:

Михаил Бычков на Детской площадке XVI международного петербургского книжного салона

Несколько вопросов художнику-иллюстратору Михаилу Бычкову

Петербургский иллюстратор Михаил Бычков: городские черты, цвета и настроения.

Михаил Бычков: КАК Нарисовать Ангела, Случайно Забытого НА Земле

-25

Киностудия имени Горького выпустит два полнометражных фильма — про Чуковского и Маяковского: рабочие названия — «Корней и Крокодил» и «Закованные фильмом» соответственно.

-26

Читает Шафферт:

«Я люблю очень разные мультфильмы, но особенно радуют меня мультфильмы по мотивам народных сказок (такие как «Гора самоцветов», например). Психологи и педагоги уже сто раз объяснили, зачем ребёнку нужны народные сказки и что он почерпнёт из «устаревших реалий» (если коротко, то умение следить за связной историей, понимать метафоры, рассуждать о субъективном выборе, бороться со страхами и так далее). Но я-то уже выросла! Зачем же мне мультфильмы по народным сказкам? В моём возрасте на первое место выходит уже не сюжет или морально-психологическая основа сказки, а эстетическая сторона. Мне интересно сравнивать, как по-разному художники и другие люди искусства осмысляют одни и те же сюжеты, на чем они делают акценты, какие образы рождает их фантазия. Давайте сегодня посмотрим мультфильм «Сто птиц», снятый по мотивам греческой сказки «Вышивальщица птиц».»

Мультфильм «Сто птиц» по мотивам греческой сказки «Вышивальщица птиц»

-27

Р.S. Художник мультфильма – Дарья Герасимова, чья выставка будет экспонироваться в нашем зале на Ружейном с 24 апреля.

-28

Проект амбициозный – предполагается по целому сезону на роман. Утверждается, что в сделке участвует и Джоан Роулинг. Правда – не на первых ролях. Зачем всё это нужно при наличии крепких и вполне одобренных публикой фильмов – пока не объясняется. Хотя фанаты уже выказывают опасения в том, что переосмысление поттерианы будет сопровождаться смещением акцентов в сторону пресловутых «современных трендов» – у «ворнеров» тут опыт несколько скромнее, чем у съевших на этом собаку конкурентов из Disney и стримингов Netflix и Amazon Prime Video, но они вовсю стараются наверстать «упущенное».

-29
-30