Когда начинаешь разбираться в режиссёрах раннего кино, то очень хорошо заметно - кто начал раньше, а кто пришел позже. Первые уже прошли этап проб и, не повторяя никого, развиваются совершенно самостоятельно, вторые, даже очень талантливые, начинают с ремейков, пусть даже и переосмысленных.
Джеймс Уильямсон, пионер британского кино, из первых. И три фильма, представленные сегодня, являются примером самостоятельного развития языка кино. Ранее мы знакомились с его "Нападением на миссию в Китае", которая является реконструкцией реальных событий. "Нападение" - один из первых фильмов, ломающих "четвертую стену", кроме того, там сделаны первые попытки параллельного монтажа (прием "а в это время")
Большой глоток / The Big Swallow (Великобритания)
Режиссёр Джеймс Уильямсон
Вдохновившись картиной "Луна всего лишь в метре" Мельеса, Уильямсон создаёт фильм-шутку, в котором впервые в мировом кино использует экстремально крупный план. Если у Мельеса зритель наблюдал издали за Луной, пожирающей людей, то британский режиссёр приблизил пожирателя к зрителю, создав иллюзию "я съем ТЕБЯ!"
Держи вора! / Stop Thief! (Великобритания)
Режиссёр Джеймс Уильямсон
Первая в истории кино полноценная погоня со сменой локаций, гэгами и даже собаками, включающимися в погоню. Большой минус, правда, есть - погоня короткая, а драка слишком долгая по хронометражу. Да, драки, судя по количеству роликов с ними, пользовались популярностью, но уже набили, честно говоря, оскомину. А вот погоня такого рода, да с собачками, - это свежо.
Пожар! / Fire! (Великобритания)
Режиссёр Джеймс Уильямсон
ОЧЕНЬ грамотный с монтажной точки зрения фильм - практически современный. Параллельный монтаж, монтажные переходы между эпизодами в разных локациях, нагнетание напряжения, хорошая динамика в кадре. Не хватает только внутрикадрового монтажа, но и без него всё смотрится неплохо.
Отдельный нюанс - фильм совершенно точно будет любопытен тем, кто интересуется историей пожарного дела.
Все публикации об истории кино