Найти в Дзене
Душа на колесах

Атомолеты СССР и США. Долгая дорога в космос

Оглавление

Весь XX века атомная энергия не давала покоя человеку – такая мощь зазря пропадает. И хотя попытка создать атомный поезд провалилась, корабли с ядерным реактором все же прижились. Мало того, за атомными ледоколами – будущее Арктики.

Но осталась еще одна непокоренная стихия – небо. Отправить туда атомолеты пытались и советские конструкторы и американские. А все потому, что идея создания самолета на атомном двигателе нашла активную поддержку у военных.

ТУ-95МС фото Sergey Krivchikov - Russian AviaPhoto Team
ТУ-95МС фото Sergey Krivchikov - Russian AviaPhoto Team

Только представьте, что в вашем распоряжении есть самолет с огромной грузоподъемностью, способный находиться в воздухе до двух суток без дозаправки. Такая машина могла бы легко пролететь десятки тысяч километров вглубь вражеской территории и сбросить там пару ядерных бомб. А главное, сделать это в самое короткое время.

Предполагалось, что атомолеты смогут двигаться со скоростью в 2000-3000 км/ч на недосягаемой высоте в 20 000 м. А это, на минуточку, верхняя граница биосферы и начало так называемого «ближнего космоса».

Итоги разработок

И Советский Союз, и Штаты достигли определенных успехов в разработке атомолетов. Обе страны смогли разработать перспективные проекты, провести наземные испытания и подняться в воздух.

Правда в небо взлетали обычные тяжелые бомбардировщики, до создания атомных двигателей дело так и не дошло. Все проекты закрылись на стадии первых летных испытаний, когда еще только исследовали воздействие радиации на бортовое оборудование и проверяли надежность биологической защиты.

А уперлось все в стандартные проблемы:

  • защиту экологии от радиоактивных выбросов;
  • защиту экипажа;
  • защиту местности в случае катастрофы.

Пока решались эти проблемы – появились баллистические ракеты дальнего действия. И надобность в тяжелом бомбардировщике отпала. Ракеты теперь летели в гости своим ходом, а на случай дальних перелетов можно было дозаправиться в воздухе. Разработка потеряла актуальность, и все программы были свернуты.

Американец с реактором на борту. фото ru.wikipedia.org
Американец с реактором на борту. фото ru.wikipedia.org

Ту-119 и NB-36H

С нашей стороны в испытаниях участвовал винтовой стратегический бомбардировщик ТУ-95. К моменту закрытия программы модифицированный самолет успел выполнить около трех десятков полетов с реактором на борту.

По официальным данным он мог лететь со скорость около 800 км/ч и преодолевать расстояние почти в 5000 км. На базе именно этого самолета готовился проект ТУ-119, однако до создания атомных двигателей дело так и не дошло.

Со стороны США в работе участвовал многострадальный Convair B-36. Самый большой в истории американский военный самолет эксплуатировался с 1949 по 1959 годы. За это время успел морально и технически устареть, сняться с производства и устроить пять катастроф, в том числе с участием атомной бомбы (1950 г.), к счастью оказавшейся муляжом и термоядерной бомбы (1959 г.). Во втором случае детонации ядра также не произошло.

Ядерный буксир "Зевс". Изображение: Роскосмос, Росатом
Ядерный буксир "Зевс". Изображение: Роскосмос, Росатом

Для сравнения, наши ТУ-95 и сегодня продолжают оставаться занозой для НАТО, периодически прощупывая границы вдоль побережья Японии, Португалии и Британских островов.

Хотя B-36 проигрывал ему разве что в скорости (890 км/ч против 672 км/ч), зато обогнав ТУ-95 и по взлетной массе, и по дальности полета, и по потолку. А все потому, что оказался ненадежным и слишком уж дорогим в обслуживании.

Но, так или иначе, а программа атомолетов закрыта. В нынешних условиях ее возобновление нецелесообразно. Атомная промышленность теперь работает на космос. В частности, в России ведется разработка ядерного буксира «Зевс». Первая миссия запланирована на 2030 год к спутникам Юпитера.

"Поезд номер ноль": ядерный состав СССР снова выходит на охоту
Душа на колесах29 марта 2023

Наука
7 млн интересуются